МОСКВА, 22 сен - РИА Новости, Светлана Янкина. Международная художественная ярмарка "АРТ Москва", которая в этом году впервые проходит под девизом "Медиализация", начала свою работу в Центральном доме художника в среду, передает корреспондент РИА Новости.
Помимо девиза, 14-я "АРТ Москва" обзавелась арт-директором - Кристиной Штейнбрехер и консультантом в лице комиссара Московской биеннале современного искусства Иосифа Бакштейна.
Ее коммерческая программа, в которой принимают участие 37 галерей, в том числе "М&Ю Гельман", "Триумф", XL и "Айдан", теперь дополнена мощным блоком специальных проектов.
Всего их 11, а самый главный разместился в новом экспозиционном пространстве ЦДХ на цокольном этаже. Это V_Museum, организованный Музеем Folkwang из германского Эссена, из фондов которого в 1937 году нацисты конфисковали 1400 экспонатов так называемого "дегенеративного искусства" - их числе были работы Матисса, Мунка, Кандинского. Проект V_Museum утверждает новый формат проведения выставок - виртуальный, и в ЦДХ можно посмотреть и на коллекцию музея, какой она была до прихода нацистов, и на его экспериментальную выставку "Взламывая город", и даже увидеть звезд рок-н-ролла, запечатленных звездами фотографии на выставке "Рождение звезды. Фотография и рок-музыка со времен Элвиса".
Кроме того, на "АРТ Москве" пройдут конференция "Медиализация" и Форум молодых коллекционеров, в котором примут участие, в частности, представители знаменитых галерей Larry Gagosian и White Cube.
Среди нововведений - проведение "АРТ Москвы" в одно время с выставкой номинантов "Премии Кандинского", а в будущем году, как рассчитывают организаторы, она пройдет одновременно и с 4-й Московской биеннале современного искусства, что, без сомнения, благоприятно отразится на коммерческой составляющей ярмарки.
Кое-что делается в этом направлении уже в этом году - организаторы "АРТ Москвы" привезли на нее иностранных коллекционеров, для которых организованы специальные экскурсии по стендам галерей.
Говоря о бюджете ярмарки в целом, организатор "АРТ Москвы" Василий Бычков конкретных цифр не назвал (кстати, с 2008 года, по решению экспертного совета, статистика продаж не публиковалась), но отметил, что если сравнить бюджеты ярмарки FIAC, которая проводится во Франции, и "АРТ Москвы", то это - "небо и земля".
Между тем, он отметил, что в докризисный 2007 год им удалось выйти на "небольшую прибыль" - тогда, согласно отчету, искусства было продано на 9,3 миллиона долларов. А вообще, посетовал Бычков, "АРТ Москва" в настоящее время проект убыточный.
В этом году ярмарка открылась без явных скандальных происшествий вроде того, что случилось на 13-й "АРТ Москве" - тогда стенды иностранных галерей украшали распечатки работ вместо оригиналов, задержанных на таможне.
По словам Бычкова, несмотря на это досадное обстоятельство, некоторые коллекционеры приобрели отсутствовавшие работы, что называется, не глядя.
"Это навело нас на идею сделать новый лайт-формат участия иностранных галерей - виртуальный, тогда у них не возникнет проблем с доставкой произведений, и условия участия в этом случае будут более выгодные", - заключил организатор "АРТ Москвы".
Ярмарка продолжит свою работу в ЦДХ до 26 сентября.