Вологодская область на IX международном инвестиционном форуме «Сочи-2010», который проходил в олимпийской столице с 16 по 19 сентября, представила Деда Мороза в качестве одного из претендентов на роль символа XII зимних Олимпийских игр 2014 года. Губернатор региона Вячеслав Позгалев в интервью РИА Новости рассказал об экономической и социальной роли этого образа в жизни России и, в частности, в Вологодской области, а также о шансах «русского волшебника» стать символом сочинской олимпиады.
- Вячеслав Евгеньевич, как родилась идея сделать Деда Мороза символом Олимпиады-2014?
- Россию при СССР называли империей зла, и образ нашей страны олицетворялся с агрессивным медведем, которого все боятся. И идеологи того периода, опираясь на это, решили сделать символом Олимпийских игр в Москве мишку, они хотели сделать его приятным, симпатичным и добрым, и у них это получилось.
Не берусь утверждать, что именно мишка сыграл тогда свою решающую роль в потеплении отношений с Западом. Но все вместе позволило уйти от образа России как империи зла.
Необходимо сделать еще один шаг навстречу мирному добрососедству. Я спрашивал у американцев, почему они не отправляют к нам своих детей. Они отвечали, что “у нас сплошные террористы”, и им страшно отпустить детей в Россию. То есть еще какой-то осадок есть. И чтобы его убрать - давайте сделаем Деда Мороза талисманом Олимпиады в Сочи. Ведь Дед Мороз - волшебник, он дарит людям подарки, он творит добро. Кроме того, Дед Мороз сегодня узнаваемый персонаж на Западе.
- Дед Мороз - узнаваемый персонаж и в экономике вашего региона. Известно, что в Великом Устюге с помощью этого образа фактически на пустом месте был создан туристический кластер, и сейчас к вам приезжают тысячи туристов. Как развитие туризма в этой зоне соотносится с развитием инфраструктуры?
- Сейчас поток туристов туда нарастает, мы его даже сдерживаем. У нас не готова инфраструктура, мы не можем принять всех, кто заявляет о желании побывать в Великом Устюге. Не хотелось бы компрометировать этот проект. Был такой момент: я сам слышал, как мальчик на вотчине Деда Мороза звонит маме по мобильному телефону и рассказывает, что хочет в туалет, а сходить негде. Я понял, насколько мы еще не готовы принять такое количество туристов.
Если перейти на язык цифр, то в прошлом году в Великом Устюге было 205 тысяч туристов, и мы думаем, что в районе 220 тысяч туристов мы сможем принять в этом году – возможно, что и больше, учитывая оживление экономики после финансового кризиса. Таковы данные официальной статистики, которая учитывает только организованных туристов – с учетом «диких» туристов эта цифра будет намного выше. В советские же времена до Устюга добиралось от силы 2,5-3 тысячи туристов – был востребован образ, но не было дорог. Сейчас мы построили туда две дороги, вложили деньги в инфраструктуру.
- Сколько необходимо вложить в инфраструктуру Великого Устюга, чтобы принимать всех желающих?
- Что касается объема инвестиций, то для того, чтобы создать всю необходимую инфраструктуру, надо вложить около 5 миллиардов рублей. Это разные источники инвестиций: и частные, и государственные. Понятно, что государство гостиницы строить не будет, это задача бизнеса. Мы же берем на себя транспортную инфраструктуру. При этом у нас самые большие расходы - порядка 2,5 миллиардов рублей - предстоят в связи с реконструкцией аэропорта. В Великом Устюге хороший аэропорт, но пока он принимает небольшие самолеты.
К примеру, проект Санта-Клауса в Финляндии развивался 50 лет, мы развиваемся десять лет, и при этом темпы развития нашего проекта в разы выше, чем у финнов. Финны на нас даже очень обижаются, ибо мы «сбили» для них поток русских туристов.
Но в то же время мы не заинтересованы в механическом увеличении туристов. Пока у нас нет достаточной инфраструктуры, и мы не хотим, чтобы отдыхающие, приезжая к нам, потом сообщали своим друзьям, знакомым, что у нас негде поесть, и что они больше к нам не поедут.
- Как развивается туризм в области в целом?
- В прошлом году Вологодская область приняла более миллиона туристов, в этом году мы ожидаем на сто тысяч больше. В объеме доходов бюджета области на туризм приходится 7%, в то время как по стране в среднем 3%. И это при том, что мы начинали развивать туризм с нуля.
Конечно, у нас индустриальная область, и с мощным производственным потенциалом туризму пока трудно конкурировать. Но мы уже двигаемся в этом направлении: выделили туризм из департамента культуры в отдельный народно-хозяйственный комплекс и рассматриваем туризм как отрасль народного хозяйства, как экономический блок.
- Вернемся к Деду Морозу. Его участие в различных международных форумах (например, в Сочи) наводит на мысль, что все-таки стратегическая задача Деда Мороза не в том, чтобы привлечь симпатии детишек, а в том, чтобы обаять инвестора. Это так?
Сначала мы думали о Деде Морозе только как о «детском» персонаже, тогда мы еще не думали о туризме. Но сейчас, конечно, когда мы выставляем Деда Мороза на международных инвестиционных площадках, то, конечно, преследуем, в том числе, и рекламные цели по развитию туристического бизнеса в своем регионе.
- Пишут ли дети письма Деду Морозу? И как чиновники реагируют на детские просьбы?
- Дети написали Деду Морозу около двух миллионов писем, и на каждое мы отвечаем. Таким образом, этот проект имеет еще и социальный аспект. К примеру, мальчик рассказывает в письме Деду Морозу, что у них в семье случилась беда, что умер папа – и мама, которая раньше много пела, почернела от горя и перестала петь. Он просит о помощи, просит поддержать маму в трудную минуту. И таких писем много.
У меня есть договоренность с 47-ю губернаторами о том, что мы отправляем такие письма в регионы. Там эти семьи стараются отыскать, и потом отправляют нам «отчет о проделанной работе». И наши договоренности выполняются: в семьи, которые нуждаются в поддержке, приходят социальные службы, оказывают необходимую помощь.
- Кто ваш главный конкурент?
- Сейчас на символ Олимпиады-2014 предложено, насколько мне известно, около трех тысяч «кандидатов», самых разных… Но символ должен быть ближе к человеку, и Деду Морозу в этом смысле нет серьезной альтернативы, я в этом уверен.