Рейтинг@Mail.ru
"Белые киты" советского флота: тридцать лет "Дмитрию Донскому" - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Белые киты" советского флота: тридцать лет "Дмитрию Донскому"

© www.osin.ruПодводный крейсер-ракетоносец "Дмитрий Донской"
Подводный крейсер-ракетоносец Дмитрий Донской
Читать ria.ru в
23 сентября 1980 года из цеха Северодвинского машиностроительного предприятия был выведен новейший атомный подводный ракетоносец. Головной корабль проекта 941, известный под именем «Дмитрий Донской». Он должен был стать самой крупной подлодкой на планете.

Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.

23 сентября 1980 года из цеха Северодвинского машиностроительного предприятия был выведен новейший атомный подводный ракетоносец. Головной корабль проекта 941, получивший тактическое обозначение ТК-208. Сейчас он более известен читателю под именем «Дмитрий Донской». Корабль был уникален. Он должен был стать самой крупной подлодкой на планете – подводное водоизмещение, приближавшееся к 50000 тонн ставило его в один ряд с линкорами и авианосцами – крупнейшими боевыми кораблями в истории. Уникальность этих подлодок и их несложившаяся судьба позволяют назвать их «Белыми китами» – по аналогии с «Белыми слонами» – стандартное британское прозвище для необычных кораблей, которые зачастую достались флоту случайно и с которыми флот не совсем понимает, что делать.

«Наш ответ Чемберлену»

Новый ракетоносец стал порождением очередного витка гонки вооружений – его проектирование началось в 1972 году, когда стало известно о создании в США нового поколения ракетоносцев типа «Огайо», оснащенных ракетным комплексом Trident с ракетами  Trident I C4.
Советский ракетоносец должен был превзойти новую американскую подлодку по основным характеристикам. Сделать это, однако, оказалось нелегко. Главная проблема заключалась в ракете. Флот, к тому времени уже накопивший опыт эксплуатации жидкостных баллистических ракет, настаивал на том, что новая ракета должна быть твердотопливной – как и все американские баллистические ракеты подводных лодок.

Твердотопливные ракеты, в отличие от жидкостных, намного проще в изготовлении и гораздо безопаснее в хранении и эксплуатации, что и определило интерес флота к данной теме.

Однако с созданием новых ракет возникли проблемы. СССР объективно отставал от США в создании твердого ракетного топлива, и в результате новая ракета Р-39 оказалась гораздо более крупной чем «Трайдент I», и почти втрое более тяжелой – 90 тонн против 32,3.

Так был сделан первый шаг на пути к самому большому ракетоносцу на планете. Второй шаг был сделан при изучении условий базирования и боевой службы: к разработчикам (КБ «Рубин») было предъявлено требование увеличить запас плавучести с целью обеспечения наименьшей осадки корабля для возможности использования существующих пирсов и ремонтных баз, а также улучшения возможностей плавания во льдах.

Головной ракетоносец был заложен 16 марта 1976 года и построен довольно быстро для корабля таких размеров. Однако ни к моменту спуска на воду в сентябре 1980, ни к моменту ввода в строй в декабре 1981 главное оружие лодки – ракеты Р-39 еще не были готовы. Отработка Р-39, испытания которой начались в 1977 году, шла тяжело, из 17 пусков со стенда и ПЛ более половины оказались неудачными, и в итоге комплекс Д-19 с новой ракетой достиг готовности и был принят на вооружение лишь в 1984 году.

Достоинства и недостатки

Всего с 1976 по 1985 год были заложены шесть ракетоносцев нового проекта, вошедших в строй в 1981-1989 годах. Планировалась и закладка седьмого корабля, но она не состоялась. К этому времени стали ясны как достоинства, так и недостатки проекта. К первым относилась живучесть и обусловленный размерами уровень комфорта для экипажа.

Размеры же стали и главным недостатком лодки. Прежде всего, для того чтобы приводить в движение подобный корабль, потребовалась очень мощная энергетическая установка, и рост мощности повлек за собой рост шумности. Помимо всего прочего, «Акулы»-«Тайфуны» стали тяжелым бременем для экономики. «Уникальные ракетоносцы, не имеющие аналогов в мире», оказались в несколько раз дороже, нежели созданные к началу 80-х ракетоносцы проекта 667БДРМ (шифр «Дельфин»), и несмотря на меньшую огневую мощь – 16 ракет и 64 боевых блока против 20 и 200 соответственно –  «Дельфины» оказались выгоднее в пересчете на стоимость доставки одного заряда.

Короткая жизнь гигантов

«Акулы» довольно быстро покинули строй. С 1995 по 2005 год все лодки этого проекта были выведены из состава флота в связи с исчерпанием гарантийного срока эксплуатации ракет Р-39, продлить который оказалось невозможным. Спасти корабли могла разработка новой ракеты Р-39УТТХ «Барк», однако ее основным носителем должен был стать проектируемый ракетоносец проекта 935, а затем – 955 «Борей». К модернизации «Акул» флот, крайне стесненный в средствах относился весьма прохладно – более предпочтительным было сочтено сохранение в строю ракетоносцев проекта 667БДРМ и их предшественников – 667БДР.

Затем последовал отказ от разработки «Барка», вместо которого началась разработка ракеты «Булава», значительно меньшей по массе и габаритам.

Головной ракетоносец проекта 941, получивший имя «Дмитрий Донской», стал первым кораблем, переоборудованным для пуска «Булавы», и все 12 проведенных на сегодняшний день пусков новой ракеты, были осуществлены с борта данной субмарины.

Кроме «Дмитрия Донского» в резерве в Северодвинске находятся ракетоносцы ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь», которые могут быть модернизированы под «Булаву», если ее испытания завершатся успехом.

Однако этот проект многие специалисты считают нецелесообразным – указанные выше недостатки «Акул» никуда не делись, и более верным будет вложение средств в модернизацию показавших себя весьма удачными «Дельфинов», несущих новые ракеты «Синева», заслуженно считающиеся венцом морских жидкотопливных ракет.

Вряд ли будет реализован и давний проект модернизации «Акул» в транспортные подлодки для круглогодичного использования на Севморпути. По крайней мере, внятного экономического обоснования у этого проекта до сих пор нет.

Однако можно уверенно сказать, что свое место в истории «Акулы» займут. Как не имеющие аналогов в мире корабли, чья уникальность была порождена технологическими и эксплуатационными ограничениями.  Попытка перепрыгнуть через которые вылилась в колоссальные непроизводительные затраты.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала