Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
23 сентября 1980 года из цеха Северодвинского машиностроительного предприятия был выведен новейший атомный подводный ракетоносец. Головной корабль проекта 941, получивший тактическое обозначение ТК-208. Сейчас он более известен читателю под именем «Дмитрий Донской». Корабль был уникален. Он должен был стать самой крупной подлодкой на планете – подводное водоизмещение, приближавшееся к 50000 тонн ставило его в один ряд с линкорами и авианосцами – крупнейшими боевыми кораблями в истории. Уникальность этих подлодок и их несложившаяся судьба позволяют назвать их «Белыми китами» – по аналогии с «Белыми слонами» – стандартное британское прозвище для необычных кораблей, которые зачастую достались флоту случайно и с которыми флот не совсем понимает, что делать.
«Наш ответ Чемберлену»
Новый ракетоносец стал порождением очередного витка гонки вооружений – его проектирование началось в 1972 году, когда стало известно о создании в США нового поколения ракетоносцев типа «Огайо», оснащенных ракетным комплексом Trident с ракетами Trident I C4.
Советский ракетоносец должен был превзойти новую американскую подлодку по основным характеристикам. Сделать это, однако, оказалось нелегко. Главная проблема заключалась в ракете. Флот, к тому времени уже накопивший опыт эксплуатации жидкостных баллистических ракет, настаивал на том, что новая ракета должна быть твердотопливной – как и все американские баллистические ракеты подводных лодок.
Твердотопливные ракеты, в отличие от жидкостных, намного проще в изготовлении и гораздо безопаснее в хранении и эксплуатации, что и определило интерес флота к данной теме.
Однако с созданием новых ракет возникли проблемы. СССР объективно отставал от США в создании твердого ракетного топлива, и в результате новая ракета Р-39 оказалась гораздо более крупной чем «Трайдент I», и почти втрое более тяжелой – 90 тонн против 32,3.
Так был сделан первый шаг на пути к самому большому ракетоносцу на планете. Второй шаг был сделан при изучении условий базирования и боевой службы: к разработчикам (КБ «Рубин») было предъявлено требование увеличить запас плавучести с целью обеспечения наименьшей осадки корабля для возможности использования существующих пирсов и ремонтных баз, а также улучшения возможностей плавания во льдах.
Головной ракетоносец был заложен 16 марта 1976 года и построен довольно быстро для корабля таких размеров. Однако ни к моменту спуска на воду в сентябре 1980, ни к моменту ввода в строй в декабре 1981 главное оружие лодки – ракеты Р-39 еще не были готовы. Отработка Р-39, испытания которой начались в 1977 году, шла тяжело, из 17 пусков со стенда и ПЛ более половины оказались неудачными, и в итоге комплекс Д-19 с новой ракетой достиг готовности и был принят на вооружение лишь в 1984 году.
Достоинства и недостатки
Всего с 1976 по 1985 год были заложены шесть ракетоносцев нового проекта, вошедших в строй в 1981-1989 годах. Планировалась и закладка седьмого корабля, но она не состоялась. К этому времени стали ясны как достоинства, так и недостатки проекта. К первым относилась живучесть и обусловленный размерами уровень комфорта для экипажа.
Размеры же стали и главным недостатком лодки. Прежде всего, для того чтобы приводить в движение подобный корабль, потребовалась очень мощная энергетическая установка, и рост мощности повлек за собой рост шумности. Помимо всего прочего, «Акулы»-«Тайфуны» стали тяжелым бременем для экономики. «Уникальные ракетоносцы, не имеющие аналогов в мире», оказались в несколько раз дороже, нежели созданные к началу 80-х ракетоносцы проекта 667БДРМ (шифр «Дельфин»), и несмотря на меньшую огневую мощь – 16 ракет и 64 боевых блока против 20 и 200 соответственно – «Дельфины» оказались выгоднее в пересчете на стоимость доставки одного заряда.
Короткая жизнь гигантов
«Акулы» довольно быстро покинули строй. С 1995 по 2005 год все лодки этого проекта были выведены из состава флота в связи с исчерпанием гарантийного срока эксплуатации ракет Р-39, продлить который оказалось невозможным. Спасти корабли могла разработка новой ракеты Р-39УТТХ «Барк», однако ее основным носителем должен был стать проектируемый ракетоносец проекта 935, а затем – 955 «Борей». К модернизации «Акул» флот, крайне стесненный в средствах относился весьма прохладно – более предпочтительным было сочтено сохранение в строю ракетоносцев проекта 667БДРМ и их предшественников – 667БДР.
Затем последовал отказ от разработки «Барка», вместо которого началась разработка ракеты «Булава», значительно меньшей по массе и габаритам.
Головной ракетоносец проекта 941, получивший имя «Дмитрий Донской», стал первым кораблем, переоборудованным для пуска «Булавы», и все 12 проведенных на сегодняшний день пусков новой ракеты, были осуществлены с борта данной субмарины.
Кроме «Дмитрия Донского» в резерве в Северодвинске находятся ракетоносцы ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь», которые могут быть модернизированы под «Булаву», если ее испытания завершатся успехом.
Однако этот проект многие специалисты считают нецелесообразным – указанные выше недостатки «Акул» никуда не делись, и более верным будет вложение средств в модернизацию показавших себя весьма удачными «Дельфинов», несущих новые ракеты «Синева», заслуженно считающиеся венцом морских жидкотопливных ракет.
Вряд ли будет реализован и давний проект модернизации «Акул» в транспортные подлодки для круглогодичного использования на Севморпути. По крайней мере, внятного экономического обоснования у этого проекта до сих пор нет.
Однако можно уверенно сказать, что свое место в истории «Акулы» займут. Как не имеющие аналогов в мире корабли, чья уникальность была порождена технологическими и эксплуатационными ограничениями. Попытка перепрыгнуть через которые вылилась в колоссальные непроизводительные затраты.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.