СУДНО "СОЛИТЭР" (Финский залив), 20 сен - РИА Новости. Премьер-министр РФ Владимир Путин в понедельник посетил судно "Солитэр", которое укладывает трубы стоящегося газопровода "Северный поток" в Финском заливе.
"Северный поток" - новый маршрут экспорта российского газа в Европу. Целевыми рынками поставок по газопроводу являются, в частности, Германия, Великобритания, Нидерланды, Франция, Дания. "Северный поток" соединит балтийские побережья России и Германии. Ввод в эксплуатацию первой нитки газопровода, протяженность которого составит 1,2 тысячи километров, намечен на 2011 год.
Путин прилетел на "Солитэр" на вертолете. Главу правительства в ходе осмотра корабля сопровождали технический директор "Норд стрим" Сергей Сердюков, заместитель директора проекта по строительству Руурд Хекстра и суперинтендант судна Дэвид де Жин.
"Добро пожаловать на самый большой корабль-трубоукладчик в мире", - поприветствовал премьера Сердюков.
Глава правительства обратил внимание на баскетбольное кольцо, установленное на палубе корабля. Сердюков пояснил, что, поскольку обслуживающий персонал и рабочие на корабле проводят по нескольку недель, предусмотрены и такие места отдыха.
Судно "Солитэр" начало работу в финском заливе 1 сентября. Оно проводит трубоукладку от отметки 7,5 километра до отметки 300 километров. Судно было построено в 1972 году в Японии и использовалось для транспортировки грузов. В 1992 году оно было переоборудовано в трубоукладчик. Это самое большое трубоукладочное судно в мире, его длина без стингера - специального устройства для спуска в воду наращиваемого на судне трубопровода - составляет 300 метров, со стингером - 367 метров.
Премьер-министр ознакомился с процессом сварки газопровода. Сначала две трубы длиной 12 метров свариваются в одну. Затем они доставляются к трубопроводу, где происходит процесс главной, линейной сварки, которая происходит в несколько этапов, в нескольких цехах.
Как подчеркнул Дэвид де Жин, качество сварки контролируется на всех этапах. На последнем этапе швы просматривает оператор из зала при помощи специальной аппаратуры. Если качество сварки не устраивает оператора - трубу отправляют на переделку, сказал он.
"У нас есть инструкции, что делать, и перечень допустимых параметров", - отметил Дэвид де Жин.
Путин спросил, насколько часто бывают претензии к швам и каков процент дефектов, которые нужно переделывать.
Суперинтендант сообщил, что таких дефектов "менее 1% - 1 шов за 12 часов работы". Шов делается каждый семь минут. После того, как его качество одобрено, корабль продвигается на 24 метра, трубопровод спускается в воду по стингеру и под собственным весом погружается на дно.
Премьер смог лично понаблюдать, как происходит процесс укладки трубы со стингера в воду. По его словам, складывается ощущение, что не корабль двигается, а труба. Де Жин отметил, что такое ощущение создается из-за того, что корабль очень большой и его движение незаметно.
В свою очередь Сердюков заявил, что стингер удерживает трубу в определенном положении, снижая нагрузку при изгибе. "Как бельевую веревку натягивает", - заметил он.
Путин спросил, какова глубина места, в котором трубопровод укладывается сейчас. Ему сообщили, что в данный момент ведется укладка на глубину 60 метров, а максимальная глубина составляет 200 метров.
Де Жин сообщил, что на борту корабля находится порядка 600 труб.
"Они подвозятся специальными судами. Однако мы сохраняем какое-то количество труб на борту - если погодные условия не позволяют подвозить их, на судне есть запас, чтобы продолжать работу", - сказал он.
Глава правительства также поднялся на верхнюю палубу, в рубку, где ему рассказали, как происходит процесс управления кораблем. По словам капитана судна, "Солитэр" использует систему динамического позиционирования NMD CLASS3. На судне используют и систему ГЛОНАСС.
"Солитэр" обслуживает команда из 415 человек, сообщили премьеру. Судно, водоизмещение которого составляет 200 тысяч тонн, уложило на российское дно более 300 километров первой нитки газопровода.