Десятого октября в Киргизии должны состояться парламентские выборы. Согласно введенным по итогам недавнего референдума конституционным поправкам, парламент здесь обретет больший, чем в любой другой центральноазиатской республике, вес. Стоит ли удивляться наплыву желающих занять депутатские кресла. По последней информации, в борьбе за голоса избирателей примут участие от 25 до 50 различных партий и политических сил.
Киргизский политик Токтайым Уметалиева скептически относится к предстоящему волеизъявлению, считая, что выборы не разорвут круг острых проблем, в котором оказалась страна. Сама Уметалиева дважды участвовала в президентских выборах, в 2005-м и в 2009 году, знает киргизские политические реалии изнутри. Сейчас Токтайым возглавляет Ассоциацию неправительственных организаций республики.
- С введением поправок в Конституцию Киргизия становится парламентской республикой. Это потребует от победителей на выборах определенных качеств – прежде всего высокой ответственности и профессионализма. Достаточно ли опыта у тех, кто сегодня борется за места в парламенте?
- Желающих заполучить депутатские мандаты у нас в стране всегда было более чем достаточно. Ныне их список еще удлинился. Наиболее влиятельные фигуры – это выходцы из временного правительства (ВП). Среди них немало бывших чиновников акаевской или бакиевской администрации, по тем или иным причинам оказавшихся в оппозиции к прежним президентам. Сегодня они идут под флагами новых и старых политических объединений, заявляя, что создадут новую жизнь для народа. О том, кто ответит за преступления эпохи Бакиева, к которым многие из них причастны, или за недавние события на юге страны, когда они уже были членами ВП, они предпочитают не говорить.
Кроме того, на выборы устремилось такое количество экс-депутатов прошлого созыва, что я не удивлюсь, если мы получим второе издание парламента, который был распущен в результате недавних событий. Чего он стоил, по-моему, объяснять не надо.
С другой стороны, есть свежие политические силы, прежде всего, из среды молодежных активистов, которые хотят настоящих перемен и знают, как их осуществить. Но этим людям предстоит непростая борьба.
- Какая сейчас обстановка в Киргизии? Каковы настроения в обществе – люди разочарованы политиками или все-таки готовы принять участие в выборах?
- Обстановка неспокойная. После всего, что произошло, на людей опять обрушился вал компромата, их заваливают тоннами предвыборных буклетов.
Они сбиты с толку, немного растеряны. Но я думаю, большинство населения пойдет на выборы.
Проблема не в явке, а в составлении списков избирателей. Огромное количество киргизов находится в России, в Казахстане, в третьих странах, по некоторым данным, до 200 000 человек. Вопрос о том, как будут учитываться все эти люди и будут ли учитываться вообще, – окажет большое влияние на итоги выборов.
Еще одна проблема заключается в том, что власти имеют возможность для использования административного ресурса. Дело в том, что три партии, из тех, что борются сейчас за места в парламенте, представлены во временном правительстве. Естественно, что этот факт окажет косвенное давление на ход выборов. Если президент переходного периода Роза Отунбаева признает итоги референдума, задачей которого, напомню, было преодолеть безвластие, то ВП, как таковое, теряет свою легитимность. Оно должно бы быть распущено. ЦИК, который был создан этим правительством для контроля над парламентскими выборами, тоже, по существу, не имеет права на существование.
Злоупотребления есть уже сейчас. Партиям, которые не связаны с временным правительством, затягивали регистрацию, в результате чего у них оказалось меньше времени на агитацию.
- То есть в целом вы считаете, что часть ответственности за то, что произошло недавно на юге Киргизии и в столице страны, лежит на временном правительстве?
- Ну конечно, они ведь уже были, и они принимали решения. И сегодня по многим вопросам существует недосказанность, что настораживает граждан страны. Не совсем ясно, куда пошла финансовая помощь мирового сообщества, предоставленная Киргизии, например…
Непонятно, почему за последнее время увеличилось число иностранных, прежде всего, американских военных, которые находятся на территории республики. У меня есть цифры, что в Киргизии находится минимум 2000 «чужих» солдат. Где документы, в которых это оговорено? Кто сейчас контролирует базу «Манас», откуда идут поставки для нее? Нет ответов.
Со стороны временного правительства можно видеть немало откровенно дестабилизирующих поступков. Недавно Роза Отунбаева заявила, что может в единоличном порядке принять решение о переносе выборов. Многие партии вложили в предвыборную кампанию огромные деньги, и подобного рода заявления могут расшевелить тлеющие угли политических беспорядков. Наконец, я считаю, Отунбаева должна отозвать своих ставленников, в том числе родственников, из партий – кандидатов в парламент Киргизии. Их присутствие там не способствует демократичному выходу из политического кризиса, который вот уже много месяцев бушует в стране.