Объединение российской оппозиции, объявившей о своей готовности выставить единого кандидата на президентских выборах 2012 года, и прохождение Договора СНВ-3 через голосование в сенатском комитете по международным отношениям – главные темы сегодняшних СМИ.
В четверг, 16 сентября, представители российской оппозиции собрались на пресс-конференцию, чтобы сообщить о своем решении выставить единую кандидатуру на президентских выборах 2012 года. Как сообщает британская газета The Independent, «Оппозиция временно сплотилась против Путина». В материале рассказывается о главной проблеме современной либеральной оппозиции в России – фракционности и внутренних сварах. Гарри Каспаров, бывший чемпион мира по шахматам, ныне возглавляющий маргинальную оппозиционную партию, в объединение не вступил. За несколько часов до оглашения Владимир Милов написал у себя на Twitter’е: «По коалиции все просто: если появится Каспаров - не будет Милова. Выбирайте, коллеги». Старейшая либеральная партия «Яблоко» также отказалась присоединяться к движению, потому что их платформа не понравилась Михаилу Касьянову и другим лидерам нового движения. Журналист завершает свой репортаж словами о том, что «если в тщательно выстроенной «вертикали власти» действительно появятся трещины, то, скорее всего, это случится не из-за деятельности демократической оппозиции, а из-за возможного раскола между Путиным и Медведевым (и их командами)».
Статья на эту же тему появилась и в британском издании Financial Times под названием «Российская оппозиция объединяется против Кремля». В материале приводится мнение политического аналитика Алексея Макаркина, который говорит: «Стабильность коалиции все еще остается под вопросом», добавляя, что многие из ее участников находятся друг с другом в конфликте или имеют серьезные идеологические разногласия. «К тому же у всех ее лидеров одинаково низкий рейтинг». В статье также цитируется бывший вице-премьер, а ныне оппозиционный политик Борис Немцов, пообещавший массовые акции протеста.
Российской либеральной оппозиции посвящена и статья в журнале The National Interest под названием «Одинокие российские либералы». Эта статья является откликом на книгу Лилии Шевцовой «Одинокая держава». Автор материала пишет о менталитете «кто не с нами, тот против нас», который лучше всего характеризует российскую либеральную оппозицию, и говорит, что одинока на самом деле не российская держава, представленная российской же элитой, а та самая российская оппозиция. Он завершает свои размышления следующим образом: «Не Америка, а сами российские либералы могут предпринять самые важные шаги к постепенной демократизации России. Для этого надо выработать реалистичную и основанную на терпении стратегию наращивания популярности, а не искать помощи за рубежом, которая все равно никогда не придет в желаемом масштабе и не заменит отсутствующей популярности в собственной стране. Если российские либералы не могут или не хотят заниматься этим, они станут еще более одинокими, о них все забудут. И это будет хуже и для России, и для США».
В четверг, в комитете Сената США по международным отношениям прошло голосование по резолюции относительно нового Договора СНВ, подписанного президентами США и России в апреле этого года в Праге. Как пишет газета New York Times, несмотря для характерную для нынешнего года промежуточных выборов напряженность, обострившую межпартийные разногласия по большому количеству вопросов, договор о разоружении с Россией был передан в Сенат с одобрения представителей обеих партий, что стало значительным шагом на пути к его ратификации. Корреспондент издания передает, что это был редкий случай, когда Обама получил не просто символическую, но существенную поддержку республиканцев по инициативе, связанной с подписанием договора. Тем не менее, договору еще предстоит голосование всех сенаторов, и исход его пока неясен. Помимо голосов демократов команде Обамы нужна поддержка не менее восьми республиканцев.
А в газете Washington Times опубликована тревожная статья «Китай и СНВ». Ее автор задается вопросом: возможно ли, что в ближайшем будущем у Китая будет больше ядерных ракет, чем у США или России? Его ответ: возможно. Эксперт сомневается в том, что Китай будет готов вступить в схожие переговоры по сокращению своих ядерных запасов, и приводит неподтвержденные данные о развитии ядерных сил этой страны, указывающие на то, что «Китай перешел ядерный Рубикон». Он пишет, что Китай стремится заменить США в качестве регионального лидера в Азии, и что пока подобное замещение не произойдет, Пекин, вряд ли, будет открыт каким-либо переговорам по сокращению вооружений или доведению их количества до паритетного. Кроме того, автор задается вопросом, а не случится ли так, что в какой-то момент Россия решит объединить свои ядерные силы с китайскими, чтобы помешать США защищать своих союзников в Азии.
Кроме того, стоит отметить ряд статей, посвященных трубопроводной политике. В газете Wall Street Journal опубликована статья «Украинский министр критикует российский проект газопровода». Материал начинается со слов министра иностранных дел Константина Грищенко, заявившего, что газопровод «Южный поток», который должен протянуться в Европу через Черное море, является «расточительным, ненужным и полностью противоречит современной экономической логике». Как пишет автор репортажа, «необычно резкая критика еще раз подчеркнула, что затянувшийся энергетический конфликт между двумя бывшими соседями по Советскому Союзу еще не исчерпан».
А в гонконгском издании Asia Times опубликована статья аналитика Владимира Сокора под названием «Путин не способен достойно принять поражение по Nabucco». Автор материал считает, что последние заявления российского премьер-министра, сделанные им в ходе встречи с экспертами Валдайского клуба, указывают на то, что надежды выиграть гонку между Nabucco и «Южным потоком» у России почти не осталось. Он заявляет, что у России нет никаких рычагов, чтобы заставить участников консорциума, разрабатывающего азербайджанское месторождение Шах-Дениз, которое должно стать основным источником топлива для Nabucco, принять в свой состав газового гиганта Газпром, а подписанные с Азербайджаном контракты на поставки газа имеют срок лишь в год, что означает, что к моменту запуска Nabucco, Азербайджан сможет перенаправить свои поставки по более выгодному маршруту. К сожалению, говоря о том, что Nabucco сможет предоставить Баку «более выгодные цены», аналитик забывает упомянуть, что сегодня Газпром покупает азербайджанский газ по достаточно высокой цене, и что если Nabucco предложит более высокую цену за газ с Шах-Дениза, то этот газ уже не будет столь выгодным для конечных покупателей в Европе.
Материал подготовлен редакцией ИноСМИ на основе информации открытых источников