Рейтинг@Mail.ru
СНВ-3 стал ближе к ратификации. Неясно только, когда она состоится - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

СНВ-3 стал ближе к ратификации. Неясно только, когда она состоится

© РИА Новости / Дмитрий Астахов Сенат американского конгресса на шаг вперед подвинул новый российско-американский договор по СНВ (условно СНВ-3) к утверждению.
Сенат американского конгресса на шаг вперед подвинул новый российско-американский договор по СНВ (условно СНВ-3) к утверждению.
Читать ria.ru в
Дзен
Сенат американского конгресса на шаг вперед подвинул новый российско-американский договор по СНВ (условно СНВ-3) к утверждению. Правда, это еще не гарантирует того, что договор будет одобрен в этом году.

Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.

Сенат американского конгресса на шаг вперед подвинул новый российско-американский договор по СНВ (условно СНВ-3) к утверждению. Комитет по иностранным делам одобрил 16 сентября резолюцию о передаче договора на ратификацию всем сенатом. Правда, это еще не гарантирует на все 100% того, что договор будет одобрен к концу года или, вообще, будет одобрен в этом году.

Среди республиканцев достаточно тех, у кого всегда есть врожденные «сомнения в русской искренности» и еще большее нежелание «дарить» демократу Бараку Обаме быструю победу в области всеобщего контроля над ядерным оружием. Да еще накануне ноябрьских Больших выборов в конгресс.

В сенатском комитете резолюцию одобрили 14 членов, а против выступили 4. Из 14-ти одобривших трое – республиканцы, включая старейшину комитета, сенатора Ричарда Лугара. И все было бы хорошо… Если бы расклад сил в комитете повторял их расстановку в сенате полного состава, да еще если бы над Америкой (и конгрессом) не висели перевыборы 2 ноября всей палаты представителей и трети сената. Может, тогда договор был бы одобрен еще в начале сентября.

По большому счету никаких явных особых проблем с принятием нет. Он возник совсем не на пустом месте и, если уж быть до конца объективным, никакого особого прорыва вперед не представляет. Сокращение стратегических боеголовок до 1550, а носителей – до 700, это не ахти какая «гильотина». Такие, и даже более низкие цифры упоминались и раньше. Эх, если бы не все эти «если».

В начале ноября, 2 числа, предстоят перевыборы всего состава палаты представителей и трети сената. Пока демократы имеют большинство и в нижней (у демократов 257, у республиканцев 178 мандатов) и в верхней (в сенате у них 59 против 41 места) палатах. Но никто не только не говорит серьезно о сохранении такого большинства, но даже не может на все 100% поручиться, что демократическая доминанта вообще сохранится.

На кон в ноябре поставлено 40 депутатских мест в «шатающихся округах», которые могут отойти от демократов (часть будет отвоевана точно) к республиканцам. Это не так и страшно. Во всяком случае, не катастрофа. В отличие от Европы, в американской политической традиции это отнюдь не есть нечто сверхъестественное. В Белом доме президент – от одной партии, а большинство в конгрессе – у другой: такое происходит в США довольно часто. В конце правления Рейгана, президента-республиканца, было почти такое же соотношение в пользу демократов, как и сейчас.

И при таких шансах «захватить конгресс» дарить Обаме перед выборами главную внешнеполитическую победу (ближневосточное урегулирование, как уже ясно, вперед не продвинется)?

С другой стороны, нельзя сказать, что договор, после выборов и после увеличения республиканских рядов, будет обречен. Совсем нет. Он даже, и скорее всего, пройдет одобрение сената. К концу года, хотя может «затормозиться» и до нового.

При неблагоприятной расстановке сил (отсутствие большинства, мизерное меньшинство), борьба за любые договоры в конгрессе – это очень большие торги. Практика, вполне обычная для всех парламентов мира, но в конгрессе доведенная до практического рыночного совершенства. Все будет зависеть от того, что может Обама предложить (собственно – на что поменять) республиканцам за одобрение СНВ.

Для этого необходимо две трети голосов сената. Т.е. демократам (59 мест) надо «убедить» еще 8 сенаторов-республиканцев. После выборов таких «неубежденных» наверняка станет еще больше. Так что надежд на быстрое одобрение СНВ-3 мало. Одобрен то он будет. Но…

Ко всему прочему, судьба и эффективность СНВ-3 могут зависеть и от того, какими условиями сенаторы могут сопроводить законопроект о ратификации. Вносить в договоры поправки они, естественно, не могут. Но в ратификационной резолюции (на самом деле сенат ничего в США не ратифицирует, а дает «согласие» президенту на подпись договора) могут быть добавлены пункты, которые президенту свяжут руки. И договор немного девальвируют.

О том, какие условия могут быть выдвинуты, говорит последняя процедура прохождения договора через сенатский комитет по иностранным делам. Главное, чего требуют республиканцы (и часть демократов), это чтобы договор не мешал программам модернизации стареющих ядерных арсеналов США и программам поддержания в боеготовности существующих.

Сначала они хотели «довесить» резолюцию 15-ю поправками. Из самых весомых осталось три: президент обязан немедленно информировать конгресс, если финансирование программ ядерной модернизации упадет ниже обговоренного уровня; стороны должны будут начать переговоры о балансировании числа тактических ядерных боезарядов (у Росси их немного больше); США будут и дальше разрабатывать системы межконтинентальных ракет подводного базирования с обычными боезарядами. При несоблюдении первого условия (недофинансирование ядерных программ) США должны будут иметь право в одностороннем порядке выйти из договора.

Вот это требование, пожалуй, самое тяжелое. С учетом колоссального долга федерального правительств (далеко за триллион долларов), дефицитов бюджета, недофинансирование любых статей бюджета – вещь вполне рутинная.

Администрация, правда, утверждает, что и такие аргументы совершенно надуманы. У США есть 10-летняя программа модернизации ядерных арсеналов и инфраструктуры стоимостью 80 млрд долларов. Это не такие уж и большие деньги, при условии их растянутости на десятилетний период. Удержать такой уровень будет нетрудно.

Кроме этого, как говорят сторонники СНВ, договор снова открывает двери к полному и скрупулезному взаимному контролю за арсеналами сторон. С истечением срока СНВ-2 5 декабря прошлого года остановился и режим верификации на местах, внезапных инспекций.

Неделю назад в поддержку договора высказалась большая группа (30 человек) бывших госсекретарей, советников по национальной безопасности, военных и политиков США. Среди них госсекретари Джордж Шульц (республиканец), Мадлен Олбрайт (демократ), Колин Пауэлл (республиканец), министр обороны Фрэнк Карлуччи (республиканец), помощник по национальной безопасности Сэнди Бергер (демократ).

В общем, похоже, договор у нас будет. Только вот неясно, когда. И в какие условия республиканцам удастся его «одеть». Они хоть и будут распространяться только на президента США, но касаться-то будут всего режима договора.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала