МОСКВА, 17 сен – РИА Новости, Юлия Медведовская. Перепись населения, в отличие от текущих статистических данных, дает полноценную картину распределения населения страны по уровню образования, именно поэтому такой блок вопросов традиционно присутствует во всех переписях, заявила журналистам начальник управления статистики населения и здравоохранения Росстата Ирина Збарская.
«Только перепись населения дает ответ на вопрос о распределении населения по уровню образования. Текущая статистика достаточно разнообразна, но она фиксирует такие показатели как прием, выпуск, количество студентов на какой-то момент времени. Но полноценную картину распределения населения по уровню образования дает только перепись», - сказала она.
По словам Збарской, в 2010 году блок вопросов в переписном листе «Образование» претерпел ряд изменений по сравнению с предыдущей переписью 2002 года. Так, по-прежнему, будут отмечаться все уровни образования - начальное общее, основное общее, начальное профессиональное, среднее профессиональное, неполное высшее профессиональное, законченное высшее и высшее профессиональное образование. Однако впервые в переписи 2010 года будет идти разделение высшего образования на степени бакалавра, специалиста и магистра.
«Также в этом году мы расширили этот блок вопросом: «Имеете ли вы ученую степень кандидата или доктора наук?» Несмотря на все дискуссии по поводу включения этого вопроса в переписной лист, мы его оставили, поскольку это определенная характеристика потенциала страны, и мы посчитали интересным этот вопрос. Хотя, в то же время, мы видим рост поступающих в аспирантуру мальчиков и понимаем, что это всего лишь один из немногих способов получить отсрочку от армии», - добавила Збарская.
По ее словам, как и в переписи 2002 года, в нынешнем году останется вопрос о наличии послевузовского профессионального образования. Такая идентичность вопросов позволит посмотреть, какие изменения произошли в структуре населения по уровню образования.
«Кроме того, в переписном листе традиционно будет отметка об образовании вообще, об умении человека читать и писать. Когда мы получим данные переписи по этому пункту, мы будем смотреть по возрастам. Если это будут люди старшего возраста, не умеющие читать и писать – это одна картина. Если это младшие возраста, от 10 лет– это другая картина. Если по данным раздела «Источники средств к существованию» мы видим, что человек в 15-20 лет не умеет читать и писать, и при этом получает пенсию по инвалидности, мы сделаем вывод, что у человека есть какие-то физические недостатки. Если же этого нет, то это тот случай, по которому надо бить тревогу», - пояснила Збарская.
Для лиц в возрасте от 6 до 50 лет в переписи есть вопрос - «Учитесь ли вы в образовательном учреждении?»
«Если человек в возрасте 15 лет имеет только начальное образование и не учится, то это тревожный знак», - сказала она.
Збарская отметила, что перепись 2002 года по сравнению с переписью 1989 года показала более чем двукратный рост численности юношей и девушек в возрасте 16-20 лет, имеющих только начальное общее образование, Таковых было 0,5 миллиона человек, и 70% из них учились. При этом перепись показала рост численности населения с высшим и средним образованием. Вместе с тем, уменьшилась доля лиц со средним профессиональным образованием. В два с лишним раза «увеличился полюс, который оттянул на себя лиц, имеющих только начальное образование».
«Интересно, что покажет эта перепись этого года: сохранится ли эта тенденция, или это результат 90-х годов, года люди в силу социальных причин не продолжали образование. Эти характеристики очень важны, они отражают потенциал нашей молодежи», - сказала Збарская.
Также очень важен в переписи вопрос о посещении ребенком в возрасте до 10 лет дошкольного учреждения. Перепись 2002 года показала, что только 60% детей от 3 до 6 лет посещали детские сады. Результаты по этому вопросу показывают, насколько в стране решается вопрос с обеспечением детей детскими садами, добавила она.
По словам Збарской, информация об образовании важна также в сочетании с информацией о миграции населения. Благодаря этим данным социологи получат картину уровня образования коренного населения и уровня образования приезжих. Кроме того, перепись даст информацию о соответствии уровня образования национальной принадлежности.
Вопрос переписи о владении человека языками связан с проблемой открытия национальных школ, с изучением родных языков, сохранением культурных и исторических традиций. Блок о владении языками непосредственно примыкает к блоку о национальности и образовании.
«В первую очередь, мы спрашиваем о владении русским языком. Дальше нас интересует, какими языками еще владеет человек, причем нас интересует языки национальностей, проживающих на территории России. В меньшей степени нас интересует вопрос об иностранных языках, поскольку объективной картины он не дает. Последний вопрос – «Ваш родной язык». В сочетании с национальной принадлежностью это также очень важный вопрос. Он позволяет соотнести язык с той или иной этнической группой. В целом, эти этнолингвистические характеристики позволят дополнить те характеристики, которые мы получаем при переписи»,- заключила Збарская.