Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
Два документа - результат визита министра обороны России Анатолия Сердюкова в США: меморандум о договоренности между военными ведомствами двух стран о сотрудничестве и совместное заявление о создании российско-американской рабочей группы в области оборонных отношений. В перспективе эти соглашения могут коренным образом изменить взаимоотношения двух стран в военной сфере.
То, что между военными России и США существуют довольно тесные отношения, не является новостью. Они существовали всегда, даже в годы Холодной войны – стороны вели обмен информацией, создавали рабочие группы для решения тех или иных вопросов, от безопасного маневрирования военных кораблей и самолетов до подготовки новых соглашений по ограничению СНВ и обсуждения перспектив освоения космического пространства. Наличие постоянного информационного обмена, помимо всего прочего, в значительной мере способствовало поддержанию мира между двумя странами, чьи ядерные арсеналы были достаточны для многократного уничтожения человеческой цивилизации.
После окончания Холодной войны многим казалось, что открылись перспективы для подлинного плодотворного сотрудничества двух великих военных держав, однако распад СССР и последующая политика США, направленная на обеспечение безопасности в одностороннем порядке путем достижения подавляющего военного превосходства над всеми остальными, очень сильно ударили по этим перспективам. Расширение НАТО на восток, планы строительства глобальной системы ПРО и активное применение силовых методов для достижения своих целей, которые характеризовали политику США на протяжении последних почти 20 лет, не позволяли надеяться на то, что стороны сумеют договориться друг с другом в обозримой перспективе.
Отношения между Россией и США постепенно портились, а к концу второго президентского срока Джорджа Буша младшего многие вновь заговорили о Холодной войне – новой.
Пик этого ухудшения пришелся на вторую половину 2000-х годов, время наиболее острых противоречий России и США по вопросам ПРО, время активной поддержки Соединенными Штатами антироссийских (зачастую просто русофобских) режимов на территории бывшего СССР, наконец, время Пятидневной войны. Переломить ситуацию удалось только после прихода к власти в США администрации Барака Обамы, при котором началась «политика перезагрузки».
Перезагрузка к этому времени оказалась, мягко говоря, необходимой. Разворачивающийся глобальный экономический кризис, и шире – кризис существующей системы международных политических и экономических отношений, поставили и США, и Россию перед опасной перспективой возобновления Холодной войны в период, когда обе страны столкнулись с великим множеством угроз с других направлений. При этом обе имели на руках еще и кризис взаимодействия – привычки, стандарты и стереотипы Холодной войны, тяготеющие над военными и политиками обеих стран, затрудняли поиск общего языка и общих решений, заставляя испытывать подозрения в адрес партнеров с другой стороны океана.
Лучшей иллюстрацией такого отношения стала история обсуждения новоподписанного договора о СНВ-3. Этот документ, реально полезный и выгодный обеим его сторонам, столкнулся, однако, и с критикой в обеих странах. Наиболее радикальные круги и в США и в России фактически в одинаковых выражениях и оборотах обвиняют свои правительства в предательстве национальных интересов и сдаче позиций «извечному врагу». Выглядит это комично, но, тем не менее, показательно.
Практически одновременно обе стороны занялись «переучетом врагов», и довольно быстро пришли к выводу, что в этих списках нет ни США для России, ни России для США.
Для обеих сторон главную угрозу с военной точки зрения представляет «эпидемия дестабилизации» в районах их жизненно важных интересов. Распространение локальных конфликтов, терроризма, мятежей, беспорядков, голода, торговля наркотиками, пиратство и прочие реалии нового мира, не имеющие ничего общего с глобальным противостоянием двух величайших военных держав и их сателлитов, заставили обе стороны пересмотреть и структуру своих армий, и программы разработок нового вооружения.
России при этом пришлось тяжелее – военная реформа, наложившаяся на психологический кризис в обществе и в армии, а заодно и на экономические трудности, встретила массу критики (иногда обоснованной, иногда нет). Впрочем, Штаты, которым пришлось отказываться от многих военных программ, а в перспективе предстоят и довольно серьезные сокращения вооруженных сил по экономическим причинам, переживают схожие проблемы.
В этих условиях сотрудничество между Россией и США в области обороны просто напрашивается. Стороны вынуждены искать общий язык и общие подходы к решению проблем там, где можно договориться, и компромисс там, где договориться пока не удается.
Наилучшим способом такого поиска является постоянный обмен информацией и формирование общего контекста в области обороны, который позволит военным обеих стран говорить на одном языке. В конечном счете, компромисс можно найти даже в вопросе создания системы ПРО – если Россия и США смогут договориться и воплотить в реальность давно обсуждаемые планы создания совместной системы, контролировать которую смогут обе стороны.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции