Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.
«Милая, дай погадаю!» - к таким цыганским позывным, с обещанием счастья или, наоборот, черной полосы в жизни, россияне давно привыкли. Правда, теперь всякими гадательскими мошенничествами в России занимаются представители многих национальностей. Да и наркобизнес – дело транснациональное, и русский наркобарон ничем не лучше цыганского. А нищенствуют и пользуются детьми, как приманкой, для сбора «пожертвований» не только цыгане, но и, к примеру, таджики.
Кто-то явно напрягается, когда поблизости оказываются кричаще одетые цыганки с выводком ребятишек, рожицы которых явно нуждаются в воде и мыле, а ручка так и тянется к вашему карману. И все же до откровенной вражды к цыганам в России дело никогда не доходит. И высылка «ромал» в другие страны не планируется – ни в Румынию, ни в Болгарию, ни в Сербию. Ни в страны СНГ (хотя там тоже внушительные цыганские диаспоры). Ни даже в Индию, которая является исторической родиной цыган, если уж подходить к вопросу со всей историко-этнографической корректностью.
Так что, по сути, французская инициатива (встреченная с пониманием в Голландии, Дании, Швеции и Бельгии, которые тоже собираются ужесточать закон об иммиграции) с российской точки зрения не совсем логична. И если эмоционально она более-менее понятна – в том смысле, что любая преступность, аборигенов ли, чужаков ли, крайне беспокоит население и власти, то моральная сторона дела здесь воспринимается по-другому.
Русские цыгане, которых, по официальным оценкам, около 200 тысяч, а по оценкам самих «ромал», около полумиллиона, могут не беспокоиться. За те 300 лет, что они живут в России, они никогда не чувствовали себя изгоями – ни в национальном смысле, ни в религиозном. Первые таборы пришли со стороны Польши и почти сразу получили российское подданство. Многие приняли православие – «русска рома», сэрвы, влахи, котляры, ловари. Сенатским указом 1733 г цыганам разрешили «жить и торговать лошадьми», а также дозволили приписываться к любому сословию. Так что уже в XIX веке русские цыгане были не только кочевниками, но и артистами, мещанами, купцами и крестьянами.
Конечно, в XX веке, эпохе радикальных перемен, предпринимались попытки «цивилизовать» цыган, скорректировать их традиционный образ жизни. Так, во время коллективизации были запрещены конные рынки, что ударило не только по цыганам-конокрадам, но в той же мере и по цыганам, легально торговавшим лошадьми. Недовольство власти также всегда вызывало цыганское бродяжничество, кочевая жизнь. Однако после Второй мировой войны проблема отчасти решилась сама собой. Многие цыгане (и те, что воевали в Красной Армии, и бывшие партизаны) перешли к оседлому образу жизни. Живя во всех республиках СССР, они трудились на земле, осваивали разные ремесла – прежде всего кузнечное, которым начали заниматься еще в позапрошлом веке. Кстати, во Вторую мировую многих цыган от карателей спасли русские, которые прятали «ромал» в своих домах или просто предупреждали их об опасности.
5 октября 1956 г вышел указ Президиума Верховного Совета СССР «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством». Отныне кочевать «свободному племени» воспрещалось.
Им «предлагали перейти к трудовому оседлому образу жизни». Эта попытка реформы традиционного цыганского образа жизни (а власти на местах также запрещали цыганам заниматься гаданием и торговать «кустарщиной»), впрочем, компенсировалось социальными авансами. Так, цыганам либо выдавалась казенное жилье, либо предоставлялись возможности построить собственное. Указ также содержал предписание союзным республикам заняться трудоустройством цыган и подключить их к «культурно-бытовому обслуживанию».
Что касается культурной идентичности, национального искусства, то здесь никому в голову не приходило ущемлять права цыган. В Москве появился музыкально-драматический цыганский театр «Ромэн», а Николай Сличенко (его руководитель с 1977 г) и многие цыганские ансамбли песни и пляски нашли своих почитателей среди представителей самых разных национальностей.
Фильм Александра Бланка «Цыган» (1979) о фронтовике Будулае с Михаем Волонтиром и Кларой Лучко в главных ролях и его сиквел «Возвращение Будулая» транслировались по центральному телевидению так часто, что его знали наизусть и взрослые, и дети. И напевали мелодичную музыкальную тему из фильма. Успехом пользовался и более ранний фильм «Табор уходит в небо» Эмиля Лотяну.
Впрочем, интерес к цыганской культуре в России имеет давние истоки. Он существовал уже в позапрошлом веке. Русское дворянство и купечество любило знойные цыганские романсы и пляски.
И вот парадокс истории: за границей в ХХ веке цыганские романсы из России воспринимались как русское национальное искусство, а в страстях, звучавших в этих напевах, искали проявления русской души…
Герои-цыгане появлялись в произведениях Пушкина, Толстого, Чехова, а пролетарский писатель Максим Горький в своих ранних романтических рассказах воспевал цыганскую удаль, страсть и свободу – взять, к примеру, его рассказ «Макар Чудра».
В начале 1990-х, когда по всей стране шла бойкая торговля, цыгане ушли в «челноки», что было вполне логично, учитывая их извечный кочевой «настрой». Впрочем, многодетные (по 5-10 наследников) цыганские семьи все чаще кормили и другие доходы – криминальные. От наркобизнеса, разного рода мошенничеств и воровства. Вспомнив свои худшие традиции, цыгане осовременили их и освоили такие «горячие хиты» мира криминала, как заказные убийства и операции с недвижимостью.
Причем у разных родоплеменных групп цыган была разная специализация. Очень успешно работали мошенницы-гадалки, которые словно гипнотизировали людей, и те добровольно приводили их к себе домой и отдавали деньги и драгоценности. Торговля наркотиками также шла неплохо. По данным петербургского Управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, оптовые поставки героина в «Северную Пальмиру» осуществляли таджикские наркодельцы, а вот розничную торговлю облюбовали для себя цыгане – наряду с азербайджанцами. Причем цыганская мафия с ее круговой порукой создала наиболее законспирированную и разветвленную наркотическую сеть. Пресечь такой семейный наркотрафик всегда очень сложно.
Может быть, поэтому в России удивление вызывает поведение изгоняемых цыган, которые смиренно (за 300 евро взрослому и по 100 евро на каждого ребенка) исходят в Румынию и Болгарию.
Похоже, депортированные французские «ромалы» живут по одной из национальных пословиц: «Сегодня счастья нет – завтра найдется».
У русских цыган совсем другое умонастроение, далекое от фатализма. Их любимая пословица – «Судьба не Бог, ей не подчиняйся».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции