Многие родители стремятся дать детям музыкальное образование. Но для школьников занятия музыкой часто становятся «каторгой». Почему так происходит и что делать, чтобы получать от музыки удовольствие, в интервью РИА Новости рассуждает директор Центра образования №686 «Класс-Центр», заслуженный учитель России Сергей Казарновский.
- Сергей Зиновьевич, обучение музыке идет в вашем Центре наравне с обучением обычным школьным предметам. Если ребенок не собирается стать музыкантом – зачем?
- Занятия музыкой помогают и в изучении других предметов. Американские ученые как-то тестировали детей художников, спортсменов и музыкантов. У последних интеллект на 70% был выше. Дело в том, что при игре на музыкальном инструменте задействованы обе руки и работают оба полушария головного мозга, а не то или другое, как обычно в иных формах деятельности.
Учителя химии подтверждают: у таких детей «натренированная» голова: более широкое мышление, ярче способность воспринимать информацию – они моментально соображают, что такое валентность, как расставить коэффициенты в уравнении и так далее.
Чтобы играть, нужно столько всего суметь разом! И в ноты смотреть, и слушать, и воспринимать нотный текст. В Южной Корее почти всех детей учат музыке.
Известно: люди с хорошей музыкальной подготовкой значительно легче усваивают иностранный язык, «схватывая» его мелодию – в любом иностранном языке очень важна интонация. Когда в 1989 году меня в первый раз пригласили в США ставить с детьми спектакль, мы поехали вдвоем с нашим пианистом. Уровень владения языком у нас был одинаковый, но через неделю он, в отличие от меня, заговорил идеально – у него абсолютный музыкальный слух.
- Однако годы в музыкальной школе часто оставляют у детей тягостные воспоминания…
- Конечно, если ребенок занимается музыкой «из-под палки», под нажимом и контролем родителей, в этом нет ничего хорошего. Хотя музыка и музыкальные знания полезны всем, однако в условиях музыкальной школы, где есть некая соревновательность – это другое, к этому нужна предрасположенность. Надо пройти целый путь от взятия первой ноты до того момента, когда тебе это начнет нравиться – а перед тем сыграть миллион гамм и арпеджио. Педагогов, которые умеют сделать этот путь для ребенка не «скорбным», немного.
- И что придумали вы?
- Обычно ученик приходит играть на экзамен ту же фугу Баха - нервничает, волнуется, но через три дня уже и не помнит, что он играл, что чувствовал, для него уже все забылось и потеряло смысл. Чтобы этого не случалось, после экзаменов каждые полгода мы собираем «музыкальные салоны» - классные вечера: дети играют разученные ими произведения не на оценку, а просто, чтобы получить удовольствие и доставить его другим.
Кроме того, процесс музыкального обучения пронизывает у нас обучение другим предметами. Так, учитель математики спрашивает: «Что такое точка?» Он не музыкант, но знаком с базовыми понятиями музыки и умеет применить их в контексте своего предмета. Он подходит к пианино и объясняет: точка – это нота, взятая стаккато (отрывисто); отрезком называется кратчайшее расстояние между двумя точками; плоскость – унисонное многоголосье: все поют одну ноту; квартсептаккорд (звуки взяты по квартам, в четыре интервала) – это уже пространство». «Обучает» здесь не факт, а образ.
Или – связь рисования и сольфеджио. Самое «неприятное» для изучения в сольфеджио - интервалы, расстояния между ближайшими нотами. Их можно определить на слух. А можно представить: на уроке изобразительного искусства детям предлагают нарисовать эти интервалы, и вот на «малую секунду» (минимальное расстояние) девочка рисует двух целующихся птиц, мальчик – два столкнувшихся автомобиля… Смысл образного представления музыкальных абстракций - в развитии воображения, отвлеченного мышления, ассоциаций.
- Можно сразу определить, будет ли ребенок заниматься музыкой профессионально?
- Все очень индивидуально. Бывает и так, что человек одарен во многих областях, и ему трудно выбрать. Был выпускник, который прошел все обучение, вплоть до консерватории – а потом сказал маме: зачем ты меня мучила всю жизнь? Но сейчас он начал писать книжки, пытается заниматься кино.
На мой взгляд, музыка, искусство должны быть, прежде всего, способом получения положительных эмоций – и этому тоже надо учить, это само не приходит. Ведь очень многие люди у нас не умеют получать удовольствие от того, что будет в конечном итоге их развивать, насыщать их жизнь новым смыслом, – от спектакля в театре, хорошего концерта.
У Николая Бердяева об этом сказано примерно следующее: мы живем – едим, пьем, влюбляемся, рожаем детей. Но вдруг, когда мы сталкиваемся с художественной интерпретацией нашей жизни, мы делаем то, чего никогда раньше не делали – мы плачем... Не потому ли в самые тяжелые времена люди прибегают к искусству?
Материал подготовила Мария Салтыкова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости