МОСКВА, 15 сен - РИА Новости. Основной и дублирующий экипажи новой экспедиции на МКС сдали двухдневную экзаменационную сессию в Звездном городке на "отлично", сообщила в среду РИА Новости пресс-секретарь Центра подготовки космонавтов имени Гагарина Ирина Рогова.
"Оба экипажа завершили комплексные экзаменационные тренировки на наземном макете космического корабля "Союз ТМА-01М" и тренажере российского сегмента Международной космической станции на "отлично": оценка экипажей 5.0 балов", - отметила она.
Основной экипаж - Александру Калери, Олег Скрипочка, Скотт Келли - в среду сдавал экзамен на тренажере "Союза ТМА". Их дублеры - Сергей Волков, Олег Кононенко, Рональд Гаран - провели рабочий день на тренажере российского сегмента Международной космической станции.
По итогам двух дней тренировок комиссия ЦПК выставила окончательные оценки. Состав экипажей должна 17 сентября утвердить межведомственная комиссия.
Старт "Союза ТМА-01М" к Международной космической станции запланирован на 8 октября с Байконура. Одна из основных задач полета - испытания "Союза" модификации "ТМА-М" с рядом обновленных систем, включая вычислительный комплекс и телеметрическую систему.
Новый цифровой борткомпьютер ЦВМ-101, впервые установленный на модернизированном космическом корабле "Союз ТМА-01М" вместо применяемого более 30 лет бортового цифрового вычислительного комплекса "Аргон", испытает во время полета на Международную космическую станцию 8 октября российский космонавт Александр Калери, сообщил РИА Новости Владимир Бранец, занимавший до 2007 года в Ракетно-космической корпорации (РКК) "Энергия" пост первого заместителя генерального конструктора и участвовавший в создании цифровых вычислительных машин для космических кораблей серии "Союз".
По его словам, ЦВМ-101 впервые будет проверен на корабле новой серии "Союз ТМА-1М" во время пилотируемого полета в октябре 2010 года. Предварительно эта цифровая вычислительная машина с новым математическим обеспечением, созданная в подмосковном Зеленограде на основе компонентной базы российского производства, прошла всестороннюю отработку в полетах на транспортных грузовых кораблях серии "Прогресс".
"Союз ТМА-01М" является первым кораблем новой серии, которая разработана и изготавливается в РКК "Энергия". Помимо замены бортовой цифровой вычислительной машины изменения коснулись системы передачи телеметрической информации: вместо аналоговой установлена более компактная цифровая. "Союз ТМА-01М" придет на смену применяемым в настоящее время кораблям серии "Союз-ТМА". До них на российскую станцию "Мир" летали "Союзы-ТМ".
Первый космический корабль серии "Союз" начал разрабатываться в ОКБ Королева еще в 1962 году. На нем предполагалось отработать средства сближения и стыковки космических аппаратов на орбите, а также конструкцию и системы корабля, обеспечивающие облет Луны с возвращением на Землю.
Первый пилотируемый полет на космическом корабле "Союз-1" совершил 23-24 апреля 1967 года летчик-космонавт Владимир Комаров, однако из-за отказа парашютных систем при спуске полет окончился катастрофой. После проведения дополнительной экспериментальной отработки конструкции и систем корабля, в ходе которой были выполнены два групповых орбитальных полета с автоматической стыковкой в космическом пространстве с помощью радиоаппаратуры сближения "Игла" ("Космос-186" и ""Космос-188" - в октябре 1967 года, "Космос-212" и "Космос-213" - в апреле 1968 года) и полет одного корабля ("Космос-238"), начаты регулярные полеты кораблей "Союз".