МОСКВА, 15 сент - РИА Новости. Росохранкультура предлагает облегчить процедуру ввоза и вывоза культурных ценностей, сообщил в интервью РИА Новости руководитель службы Александр Кибовский.
"У нас действует закон о вывозе и ввозе культурных ценностей образца 1993 года. Сегодня его нормы значительно устарели. В нем упоминается еще Президиум Верховного Совета Российской Федерации! Его надо не то, что менять - его пора заменять новым документом, отвечающим европейским стандартам", - считает Кибовский.
Он объяснил, что Россия, как и большинство стран, является участником Конвенции ЮНЕСКО о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, заключенной в Париже 14 ноября 1970 года. Кроме того, существует ряд межгосударственных соглашений, действующих между странами СНГ. Все эти документы гласят, что при вывозе из страны культурных ценностей должны оформляться разрешительные документы.
Подобный порядок действует и за рубежом: базовая модель свидетельства на право вывоза культурных ценностей принята ЮНЕСКО и ВТО как типовая для всех стран. За вывоз без разрешения установлена суровая ответственность - например, во Франции это два года тюрьмы или штраф 457 тысяч евро. Таким образом, объясняет глава Росохранкультуры, наше законодательство вроде бы соответствует международным правилам. "Но это только внешнее сходство. На деле столь трудного и неудобного для граждан механизма в других странах нет", - подчеркивает он.
По словам Кибовского, в 2009 году Росохранкультурой оформлено 2698 свидетельств на право вывоза культурных ценностей. "Это почти столько же, сколько в Великобритании, являющейся мировым центром антикварной торговли, где только в Лондоне количество антикварных салонов и галерей в несколько раз превышает общее число всех подобных организаций в России. Тот же показатель в Дании, например, составляет 75 разрешений в год", - комментирует руководитель службы.
"Основное различие - в принципе отбора того, что можно и чего нельзя вывозить, что именно регулировать документами", - отметил собеседник агентства. Эти вопросы, по его словам, каждое государство вольно решать самостоятельно.
"У ряда стран есть тотальный запрет на экспорт археологических предметов - это профилактика борьбы с грабительскими раскопками. Часть стран идет по пути составления реестра наиболее ценных предметов, разрешая к вывозу все остальные. В других государствах устанавливаются правила в зависимости от стоимости - очевидно, что настоящий шедевр не может стоить дешево. У многих европейских стран есть механизм выкупа. То есть, если запрещается вывоз, то государство должно в течение полугода или года выкупить предмет у владельца. Если этого не случается, то разрешение на вывоз все-таки выдается", - продолжил Кибовский.
В России же, объяснил глава Росохранкультуры, запрещен вывоз из страны любых культурных ценностей, созданных более 100 лет назад, то есть на данный момент - до 1910 года. "При этом не делается различий по качеству таких предметов и уровню их значения для отечественной культуры. Запрет носит тотальный характер - от ломаного гроша до яйца Фаберже. А поскольку многие предметы не имеют точной датировки или типичны, то возникает необходимость оформления документов на все, что хоть как-то относится к старине и искусству. Логика простая - а вдруг в их числе окажется что-нибудь запрещенное к вывозу. В результате масса времени и сил тратится на подтверждение "некультурности" изделий сувенирного и художественного характера, это сдерживает деловую активность и продвижение лучших образцов наших художественных промыслов за рубеж", - говорит Кибовский. Так, в 2009 году, по его данным, Росохранкультурой выдано 18622 справки на 142 тысячи подобных предметов.
Между тем, отмечает собеседник агентства, "Россия является уникальной страной, имеющей самый большой в мире государственный музейный фонд - 83 миллиона единиц хранения", причем показать более 10% из них физически невозможно, а современных хранилищ категорически не хватает.
"95 процентов национальных шедевров находятся в госфондах. Оставшаяся часть в основном приходится на произведения, проданные за рубеж в советские годы, в том числе недооцененный в свое время авангард. Теперь предметы, в силу исторических причин оказавшиеся на Западе, активно возвращаются", - продолжает Кибовский, отмечая, что в прошлом году Росохранкультура зарегистрировала ввоз 32505 единиц культурных ценностей, в том числе достаточно значимого уровня.
"В необходимых случаях государство, в том числе с помощью меценатов, приобретает за рубежом важные произведения. В качестве примера можно вспомнить коллекцию из 1109 книг общей стоимостью 5,6 миллионов фунтов, которую банк ВТБ купил на аукционе "Кристис" и передал в дар Президентской библиотеке, или коллекцию 92 акварелей русских художников, которую у парижской галереи Popoff приобрел Государственный Эрмитаж", - добавил глава Росохранкультуры.
Таким образом, отмечает он, "при всем разнообразии антикварного рынка перемещение культурных ценностей не только не наносит ущерба государственным интересам, но последние 6 лет наоборот, способствует обогащению страны".
Процесс импорта реликвий, по мнению Кибовского, во многом стимулировал поправки законодательства. С 1 января 2004 года был отменен существовавший 30-процентный сбор с ввозимых культурных ценностей, а их ввоз физическими лицами в личных целях полностью освободили от налогов и пошлин. С 2 августа 2009 года разрешен вывоз культурных ценностей даже старше 100 лет, если они были приобретены за рубежом и легально ввезены в страну. С этого года от уплаты налогов при ввозе культурных ценностей освобождены все музеи, архивы и библиотеки, однако для библиотек льготы действуют лишь если печатные издания поступают по международному книгообмену.
Как считает глава Росохранкултуры, в дальнейшем следовало бы освободить от налога и книги, приобретенные библиотекой напрямую, а также полученные в дар от автора или мецената, ибо никакой добавленной стоимости здесь нет и быть не может, тем более, что гражданам книги по закону предоставляются в библиотеках бесплатно.
Кроме того, по его убеждению, в рамках ЕврАзЭС следовало бы принять единые правила оформления импорта и экспорта культурных ценностей, что позволит избавиться от лишних таможенных барьеров и административных процедур.
Подготовка новых международных правил - ответственное дело, им надо заниматься серьезно. Эта работа, может быть не столь на виду, как деятельность Росохранкультуры в сфере государственной охраны памятников, аккредитации организаций по коллективному управлению авторскими правами или по возвращению похищенных культурных ценностей. Но на самом деле она очень важна, поскольку ежегодно с проблемами на границе сталкиваются десятки тысяч наших граждан и иностранных гостей. И чем удобнее и понятнее для них мы сделаем правила, чем комфортнее они будут себя ощущать, тем меньше будет оставаться стереотипов, уходящих корнями во времена "железного занавеса". Новые правила должны стать значимым, если хотите, по-своему инновационным шагом на пути интеграции России в международное культурное и деловое пространство", - заключил собеседник агентства.