Валентин Рахманов, РИА Новости.
С севера и с юга в обход Украины ползут газовые трубы. Первые ветки «Северного потока» и «Южного потока» начнут сдавать в эксплуатацию уже в 2010 году. «Строительство обходных путей существенно уменьшит значимость Украины как монопольного транзитера российского газа», – отметил президент «Российского газового общества» Валерий Язев во время пресс-конференции в РИА Новости в Москве. «Да, введение в строй новых мощностей может уменьшить долю украинского «Нафтагаза» в европейских поставках «Газпрома» с нынешних 70% до 50%», – согласился с российским экспертом Павел Науменко, научный сотрудник киевского Института экономических исследований и политического консалтинга.
Между тем, старый друг, который лучше новых двух, – не спешит демонстрировать большую покладистость, чем это было раньше.
Устами своего нового посла, Владимира Ельченко, Украина заявляет, что «газ в мире дешевеет, и нынешняя цена на «голубое топливо» нуждается в пересмотре».
Из Украины и из России весь комплекс «газовых противоречий» видится по-разному. «Формула цены на газ – совершенно справедлива. Никаких переговоров по изменению формулы цены, - сказал Язев, - нет и быть не может». А если говорить о вопросе слияния «Газпрома» и «Нафтогаза», то еще рано провозглашать что-нибудь определенное, сейчас нет даже ясного представления о том, как это будет делаться… Я думаю, на этот процесс уйдут годы», - заявил он.
По словам Валерия Язева, опасения, что интеграция газовых отраслей двух стран может как-то сказаться на национальной безопасности Украины, совершенно беспочвенны. «Я не руковожу «Газпромом» и поэтому не говорю на эту тему, но мог бы сказать, что слияние «Газпрома» и «Нафтогаза» увеличит энергетическую безопасность Украины, позволит продавать российский газ простым украинским гражданам по внутрероссийским ценам. Наконец, «Газпром» сможет участвовать в модернизации устаревающей газотранспортной системы (ГТС) Украины», – заметил Язев. Он так же добавил, что первым шагом к слиянию ГТС «Нафтогаза» и «Газпрома» может стать создание совместного предприятия (СП), куда войдут как российские активы, так и украинские. «Переговоры уже ведутся, Россия может предоставить Украине в газовые месторождения на Ямале или в Астрахани, в обмен на долю в «Нафтогазе»», – объяснил президент «Российского газового общества». Он так же добавил, что возможно подключение к консорциуму ЕС. Но в каком формате – это дело самого ЕС. Его представителем может выступить, как какая-нибудь отдельная страна, например Германия, так и специально созданный концерн.
«Я думаю, что, как бы то ни было, «Южный поток» и «Северный поток», будут достроены. Во-первых, мы не можем ждать, пока Украина будет раздумывать – объединяться или не объединяться. Во-вторых, у нас есть обязательства перед европейскими странами, которые так или иначе затронуты строительством обходных веток и эти обязательства не должны пострадать», - подчеркнул Язев. Глава «Российского газового общества» заметил, что в связи со строительством обходных трубопроводов, Украине вряд ли будут даны какие-то гарантии по объемам прокачки газа через ее территорию. Так как, по его словам, Украина не берет на себя подобных обязательств в отношении «Газпрома» как поставщика. Не гарантирует объемов закупок, например.
«Для Украины не так страшны новые российские газопроводы, как сокращение объемов потребления газа в Евросоюзе. Это связано, как с увеличением использования альтернативных источников энергии, так и с внедрением нетрадиционных методов добычи и хранения газа. Я имею в виду, прежде всего, сжижженый газ», - рассказал, в свою очередь, Павел Науменко.
«Основными поставщиками сжижженого газа являются арабские страны, причем рентабельность торговли с ними «голубым топливом» очень высока», - заявил эксперт.
По его словам, российское трубопроводное топливо обходится европейским потребителям в 300-400 долларов за 1000 кубометров. Сжиженный азиатский, на данный момент, 180 долларов. «Но, для Украины все это не катастрофа. У нас есть довольно большие собственные запасы газа, который нужно разрабатывать. Беда в том, что на это нужны инвесторы, а инвесторы, опять же, могут прийти, либо из России, либо из ЕС», - считает Науменко.
«Цена на газ… Есть предложения российской стороны снизить цену в том случае, если «Газпром» получит активы «Нафтогаза». Но это неравноценные вещи. Украинское руководство не пойдет на это», – заявил украинский эксперт. «Месторождения газа в России тоже вряд ли заинтересует Киев. Надо понимать, что переговоры по таким вещам через украинское правительство лоббируют большие бизнес-структуры, чье производство связано с потреблением газа. Их интересует именно цена на газ, а не разработка российского газа», - заключил Науменко.
Он так же подчеркнул, что ответ на вопрос о том несет ли создание СП с Газпромом угрозу национальной безопасности страны зависит от формы, в которой будет создано это СП, от соотношения долей, которые в нее внесут две стороны переговоров. «Но в принципе в практике создания совместных предприятий нет ничего страшного. В Европе их десятки и ни на ком это фатально не отразилось», - сказал Павел Науменко.
В Институте возобновляемой энергетики НАН Украины корреспонденту РИА Новости рассказали, что при Ющенко было разработано немало государственных программ для увеличения доли альтернативных источников энергии в экономике страны. Но из этих планов не было выполнено «ни строчки». С приходом к власти команды Виктора Януковича появились сигналы того, что власть хочет начать практическую работу по этим планам. «Но суммы, которые на эти проекты выделяются, пока смешные», - рассказали в НАН Украины.
На новом витке российско-украинских споров вокруг газовых поставок часто путают Россию и Украину с «Газпромом» и «Нафтогазом».
Важно помнить, что газовые компании двух стран хотя и имеют огромное значение для экономик обоих государств, в своих действиях и риторике, в первую очередь, руководствуются тактическими соображениями в рамках своей отрасли. Проблемы этих компаний отражаются на всей повестке дня двусторонних отношений, и как тут быть? То ли энергетическим гигантам стоит мыслить по-государственному, то ли государствам озаботиться поисками оптимального баланса между частными интересами и интересами всего общества.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции