МОСКВА, 13 сен - РИА Новости. Перечень болезней, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, должен определять Минздрав РФ, а не правительство, кроме того, в законопроекте должны быть четко прописаны сроки освобождения, считает зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.
Президент РФ внес в понедельник в Госдуму проект закона, разрешающего освобождать из-под стражи обвиняемых и подозреваемых при наличии у них тяжелых заболеваний. Поправки в Уголовно-процессуальный кодекс и закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" направлены на обеспечение конституционного права подозреваемых и обвиняемых на охрану жизни и здоровья. Перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей, порядок медосвидетельствования и форма заключения, согласно проекту, утверждаются правительством РФ.
"Сделан очень важный шаг по пути гуманизации системы и общества в целом... Замечательный законопроект, правильный, его надо как можно скорее принимать", - сказал РИА Новости Макаров.
Он напомнил, что сегодня существуют определенные заболевания, исключающие возможность исполнения наказания, однако на период предварительного следствия это ограничение не распространяется.
"То есть лицо, уже признанное виновным, при наличии определенных заболеваний не может отбывать наказание. А лицо, вина которого еще не доказана, на предварительном следствии при тех же самых заболеваниях остается сидеть в следственном изоляторе. Законопроект, который внес президент, направлен, в первую очередь, на исправление вот этой несправедливости. Это, безусловно, очень важный шаг", - сказал Макаров.
Депутат отметил, что, "наряду с замечательным законом", есть вещи, о которых можно было бы говорить во втором чтении.
"Я вовсе не убежден, что перечень заболеваний должен утверждаться правительством РФ. Я считаю, что это проблема медицинских показаний, и что перечень вполне мог бы определяться Минздравом, то есть врачами", - сказал Макаров.
Он также убежден, что в законе должны быть прописаны жесткие сроки и гарантии освобождения человека из-под стражи при наличии заболевания.
"Очень важно внятно написать срок, в течение которого он подлежит освобождению. А если следователя уведомили о том, что у подследственного такое заболевание, а он берет и не освобождает, что будет?" - задался вопросом депутат.
Макаров также убежден, что в дальнейшем содержание под стражей должно стать исключительной мерой, "причем ей должны повергаться только те лица, которые опасны для общества".
В 2008 году в следственных изоляторах умерло от заболеваний 276 лиц, содержавшихся под стражей, в 2009 году - 233. Подавляющее большинство случаев смерти подозреваемых и обвиняемых обусловлено тем, что они имели тяжелую, нередко трудноизлечимую болезнь или патологию (запущенные случаи туберкулеза, ВИЧ-инфекции на терминальной стадии заболевания, онкопатологию).
Условия содержания заключенных в российских СИЗО оказались в центре общественного внимания после смерти юриста инвестфонда Hermitage Capital Management Сергея Магнитского, который скончался в следственном изоляторе после 11 месяцев пребывания в "Бутырке".
По предварительным данным, смерть Магнитского, которому было 37 лет, наступила от сердечно-сосудистой недостаточности. После этого последовали отставки многих высокопоставленных сотрудников тюремного ведомства. Кроме того, к дисциплинарной ответственности были привлечены заместители начальника управления ФСИН по Москве, а начальник второго СИЗО ("Бутырка"), где содержался Магнитский, освобожден от занимаемой должности.