Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.
Охота на «Золотых львов» на острове Лидо закончилась. На 67-м Венецианском кинофестивале, продолжавшемся с 1 по 11 сентября, главный «трофей» достался 39-летней американке Софии Копполе с ее «маленькой историей», как она охарактеризовала свою картину «Где-то» («Somewhere»). Все воскресенье российские киноманы досадовали, что победителем не стал Алексей Федорченко с лентой «Овсянки».
Отечественные СМИ прочили екатеринбуржцу Федорченко победу. Мол, картина в числе фаворитов, и сам Квентин Тарантино, глава жюри, счел фильм «шикарным», «поэтичным», похвалил работу оператора, актеров и сам сюжет. Восхищался «Тихими душами» (фестивальное название «Овсянок») и директор киносмотра Марко Мюллер. И пресса стала пророчить успех «Овсянкам».
Основания для оптимизма у российских СМИ были. Уже в начале фестиваля операторскую награду «Озелла» получил оператор-постановщик «Овсянок» Михаил Кричман, умеющий в великолепной художественной манере снимать и людей, и пейзажи. Отчасти именно благодаря этому мастеру визуального ряда в 2003 году в Венеции победил Андрей Звягинцев, режиссер «Возвращения». Лаконичный, скупой на краски и, вместе с тем, выразительный пейзаж в «Овсянках» - не менее изыскан, чем в «Возвращении». А ракурсы и позы, в которых Кричман снимает актеров, так же отсылают к образам живописи, как и «Возвращение», где явно всплывают ассоциации с картинами Андреа Мантенья и других художников Возрождения. Михаила Кричмана критики причислили к выдающимся кинооператорам, в отечественном сонме которых – Сергей Урусевский, снявший «Летят журавли» («Золотая пальмовая ветвь» в Каннах в 1958 г), Павел Лебешев (любимый оператор Никиты Михалкова), Юрий Векслер и многие другие.
Второй поощрительный приз, который достался Алексею Федорченко, - «ФИПРЕССИ», награда международной федерации кинокритиков, - за киноязык. Дали также и экуменическую премию – «за духовность». Все три приза внушили журналистам излишний оптимизм, который также подкреплялся тем, что в Венеции Федорченко хорошо знают. В 2005-м его киномистификация о советском «присутствии» на Луне получила гран-при фестивальной программы «Горизонты». Псевдодокументальный фильм-провокация «Первые на Луне» оказался столь убедителен, что, посмотрев его, российские подростки утвердились во мнении, что страна впервые «отметилась» в космосе еще в эпоху Сталина, в 1938 году.
На этот раз режиссер из Екатеринбурга, довольно скупой на киновысказывания (в его фильмографии всего четыре картины), привез на смотр в Италию фильм с совсем другой тональностью – камерный и вдумчивый. Федорченко назвал его «эротической драмой». По сути, это снятая в жанре путешествия история любви и прощания с близким человеком (у героя умерла жена), летопись памяти, щедро приправленная этнографией. Главные персонажи – представители меря, исчезающего северного народа, о реальных и мнимых обычаях которого режиссер рассказывает по ходу сюжета. Центральный герой – директор целлюлозно-бумажного комбината – едет в компании приятеля-фотографа хоронить умершую жену в те места, где прошел их медовый месяц. Основному сюжету аккомпанируют воспоминания.
Вряд ли эта картина привлечет массового зрителя (здесь явно нет острого «экшна»), зато, бесспорно, заинтересовала ценителей. Вместе с тем, это не кино «на любителя», не элитарное авторское кино (как у Рустама Хамдамова с его 26-минутными «Бриллиантами», участвовавшими в программе фестиваля «Горизонты»).
Отвесив всяческие комплименты Федорченко, жюри, тем не менее, обратило свою благосклонность в сторону Софии Копполы. Тарантино уверял, что ее история о голливудском актере, уставшем от жизни и находящем ее смысл в общении с дочерью, растрогала всех. Видимо, именно этот простой критерий и определил выбор жюри. Тем временем дочь знаменитого Фрэнсиса Форда Копполы, режиссера «Крестного отца», уверяла прессу, что никак не рассчитывала получить «Золотого льва».
История в ленте «Где-то» – действительно «маленькая», как и заявила режиссер. В смысле – камерная и предельно простая, без углубленных экскурсов в человеческую душу, без попытки расшифровать подсознание. История безыскусная и всем понятная. Зато по поводу своих надежд Коппола слегка слукавила.
Разумеется, на премию она рассчитывала. Да и кто из конкурсантов не надеется на нее? Рассчитывала она на премию тем более, что ей нужно было восстановить свою репутацию режиссера. Дело в том, что после успешного фильма «Трудности перевода» (2003; «Оскар» за оригинальный сценарий, три «Золотых глобуса») вышла провальная «Мария-Антуанетта» (2006) о французской королеве. В такой ситуации «пик – спад» любой режиссер будет стараться восстановить свой киноавторитет последующими работами.
Вряд ли стоит объяснять присуждение «Золотого льва» Копполе ее давним знакомством с Тарантино, как поступили ряд СМИ. В конце концов, в киномире многие друг друга знают, с разной степенью душевной близости. Скорее всего, успех дочери режиссера «Крестного отца» объясняется просто тем, что ее киноязык значительно доступнее, чем киноязык других претендентов – того же Федорченко, а также немца Тома Тыквера с его фильмом «Трое» (о любви женщины и двух мужчин) или японца Такаши Миике с «13-ю убийцами». Все эти фильмы числились в фаворитах фестиваля.
А русское кино, часто концентрирующееся на душевных изысканиях, углубляющееся в тайны ума и подсознания, вообще требует больших мыслительных усилий. Еще Карл Густав Юнг подметил, что если западная душа весьма экстравертна, то восточная - сосредоточена на своем внутреннем «сюжете». Так и русское кино довольно «интровертно» и на Западе зачастую малопонятно. Даже в высказываниях членов жюри и директора фестиваля в адрес «Овсянок» были одни эпитеты, сам же смысл фильма мало кто комментировал.
Впрочем, о смысле своей картины не захотел говорить и сам Федорченко – в преддверии фестиваля. Сейчас, по итогам киносмотра, его все же можно назвать триумфатором. Картина выйдет в европейский прокат. Но главное, что в российском кино появилась новая яркая картина. Судить же о ней по одному только «формальному» успеху – наградам на кинофестивале, пусть даже таком престижном, как Венецианский, было бы неправильно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции