Рейтинг@Mail.ru
Двадцать лет каравану чудес - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Двадцать лет каравану чудес

Читать ria.ru в
Двадцать лет назад международный фестиваль уличных театров «Караван мира» стартовал в Москве. Прошло двадцать лет, и караванщики решили, что стоит отметить юбилей новым Караваном. Только на этот раз он стартовал в Париже, а окончил свое путешествие в Москве.

Ольга Галахова, театральный критик, главный редактор газеты «Дом Актера», для РИА Новости.

Двадцать лет назад Слава Полунин пригласил меня  поработать вместе с его «Лицедеями» на международном фестивале уличных театров «Караван мира», который стартовал в Москве, потом переехал в Санкт-Петербург, а потом шумно прокатился по всей Европе через Польшу, Чехию, Германию и завершился в Париже.  Эта немыслимая прежде затея стала возможна лишь в то перестроечное время, когда и Запад, и Восток смотрели с надеждой на будущее Европы. И хотя еще оставался разделенным Берлин, Берлинской стене жить оставалось недолго. Тогда остановку Караван осознано сделал именно в Западном, а не Восточном Берлине, где на Унтер-дер-Линден открыто выстроились в парке и шапито, и автобусы, и дома на колесах странствующих комедиантов.

В Москве же, в целях безопасности, караванщики расположились в Парке им. Фрунзе за высокой оградой под надзором охраны неподалеку от Центрального Театра Советской Армии.  Запад и Восток в быту сходились ох, тяжело, но всех мирил наш зритель, который с энтузиазмом принимал то, что прежде не видел никогда — уличный театр самых разных форм: и внутри шапито, и на открытом воздухе, и театр эстетического вызова, и театр, настаивающий на синтезе культур, и театр политического протеста.  Тогда, летом далекого 1989 года, в столице СССР весь этот котел артистизма так и бурлил  свободой.

Прошло двадцать лет, и Полунин и европейские караванщики  решили, что стоит отметить юбилей новым Караваном. Только на этот раз он стартовал в Париже, а окончил свое путешествие в Москве, на берегу реки. В великолепном парке «Коломенское»  в минувший уикенд уличные театры — как те, что участвовали в первом грандиозном шоу, так и совершенно новые коллективы (под эгидой ветеранов) - показали свои спектакли московскому зрителю.

Президент западной дирекции «Караван мира - 2010», актер и режиссер итальянского театра «Нуклео» Горацио Черток, участник двух Караванов, на пресс-конференции, перед началом фестиваля в «Коломенском», сказал,  что в 1989 году Евросоюз не оказал никакой помощи фестивалю, а сейчас только финансирование Евросоюза помогло реализовать эту идею. Горацио Черток также добавил, что конфронтация уличного театра с традиционным сегодня намного сильнее. Такой фестиваль как «Караван мира» помогает театру как таковому быть солидарным. В традиционном же театре, полагает Черток, нет желания сотрудничать с другими актерами и манерами, а в открытом театре солидарность — просто необходимость.

Несмотря на то, что страны не оказали никакой финансовой поддержки театрам, Черток заверил, что актеры борются и они счастливы. «Мы хотим поделиться своим счастьем с публикой. И хотя у нас было много добрых пожеланий от важных персон, но денег нам все же не дали. Почему? На их взгляд большого смысла в уличных театрах нет — мы ничего не производим, нет эффекта престижа. Нас нет на ТВ, а если вас нет на ТВ, то вы не важны, а раз так, тогда почему они должны платить. Но что это за культура, в которой нет места театру свободному от национальных кошмаров, и разного рода барьеров?! Мы говорим с публикой на международном языке. Человечность выше национального. Мы — голос прошлого, пусть, но мы смотрим в будущее и видим - будьте осторожны,  мир, который складывается, очень опасен!», — заключил темпераментный итальянец.

И справедливости ради надо признать, что еще до старта ветераны Каравана поняли, что повторения того грандиозного счастья, которое случилось двадцать лет назад, не будет. Мир за этого время сильно переменился, исчезли старые границы, но появились новые стены. Однако примечательно, что и тогда, 20 лет назад, и сейчас участники снова горячо говорили о нашем зрителе. Тот же Горацио был потрясен, как точно поняла его молодая аудитория спектакль «Orlando Furioso» (Teatro Nucleo & Antagon Theatraktion, Италия - Германия), как почуяли, как откликнулись: они поняли вектор вызова, и оказались солидарны с его гневным протестом против новых конфигураций тотальной лжи.
В «Коломенском» в дни города играли, несмотря на то, что дождь и холодный ветер весьма осложняли выступления караванщикам. Порой зуб на зуб не попадал от ненастья, и  все равно можно было увидеть совершенно уникальные коллективы. К примеру, поразительный спектакль французских кукольников «Огонь Яги» (заметим, поставленный по русской народной сказке «Василиса Премудрая» (Театр Buchinger’s Boot Marionettes). Так случается, когда иностранцы берутся за наш материал и остро видят то, что мы разучились видеть в силу укоренившихся штампов. 

Если французы играли в шапито, то другой театр из Франции Compagnie Du Hasard показал спектакль под открытым небом «I Kо Tjokodi». Двадцать лет назад, этот театр и его руководитель — режиссер и драматург Николя Пескин — участвовали в Караване. (В 2001 году этот мужественный человек, которого  болезнь приковала к инвалидной коляске, и который смог в этой коляске проехать по всему миру, умер), так вот у себя во Франции Николя всегда настаивал на том, что африканская культура и африканцы — самый мощный источник поэзии современного театра, что французы многим обязаны Африке, и уже тогда приглашал африканских музыкантов и актеров в свои спектакли.

Сегодня дело его подхватила жена, актриса театра, верный подвижник своего мужа Даниель Марти. Она поставила спектакль с черными актерами и музыкантами из Мали. Показанный в Москве  Малийский рэп, поэтические пассажи Эммануэля Фавентина, традиционные африканские песни, плюс исконно французское тяготение воссоздавать на сцене не реальность, а поэтические сны, — все это послужило основой для яркого действа.

Пожалуй, самым изощренным зрелищем на Караване стал спектакль из Германии «Перпетум мобиле» (Театр Ton und Kirshen) – сюита из разнообразных сцен, где нет общего сюжета, где можно узнать то парафраз из Дон Кихота, то сценку из Хармса, а то и вздохнуть над судьбой Булгакова и его рукописи, той, что горит в огне и не сгорает. Мастерство постановщиков и актеров превращает в чудо все, к чему прикасается их рука. Здесь даже пара электроламп и железные обручи поют арию Малера, а крохотная куколка потрясает окрестности парка голосом божественной Марии Калласс.

Ночью после спектаклей караван стал готовиться в путь, сложены декорации, погашены огни, стихла музыка, разошлась по домам московская публика… только луна осталась стоять на месте в ожидании нового зрелища.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала