Николай Троицкий, политический обозреватель РИА Новости.
Год назад президент Медведев опубликовал свою программную статью «Россия, вперед!». Глава государства задал вектор развития страны на ближайшие десятилетия, обозначил болевые точки и основные проблемы, которые препятствуют этому процессу. Кроме того, огласил главные задачи, приоритеты в области модернизации.
Естественно, за 365 минувших дня не могло случиться кардинальных перемен. Слишком малый срок. Сам же Медведев писал, например, в этой статье, что даже «двадцать лет бурных преобразований так и не избавили нашу страну от унизительной сырьевой зависимости». Тем более, невозможно за один год преодолеть «вековую отсталость» и «вековую коррупцию», отмеченные президентом как самые тяжелые из недугов, поразивших отечественный государственный организм.
Так что чудес не ожидали и не заказывали. И проблемы, и задачи остались прежними. Однако, как выражаются наши восточные соседи китайцы, дорога в тысячу ли начинается с одного шага. А за год можно сделать и не один шаг в заданном направлении.
И эти шаги последовали. Прежде всего, в области совершенствования партийно-политического механизма и судебной власти.
22 января этого года Медведев провел специальное заседание Госсовета, посвященное развитию политической системы, и пригласил на него лидеров всех думских фракций и всех внепарламентских зарегистрированных партий. Мероприятие было показано в прямом эфире канала Вести-24, что само по себе явилось крупной новацией.
Президент не только дал возможность высказаться всем партийным лидерам, в том числе и оппозиционерам, но и сам, подводя итоги, выступил с нелицеприятными оценками ситуации: «Политика должна становиться более умной, более гибкой, более современной, а на практике мы, к сожалению, зачастую сталкиваемся с иными подходами, когда усложняющимися социальными процессами пытаются управлять при помощи примитивного, я бы даже сказал, тупого администрирования».
Помимо этого, Медведев назвал прошедшие 11 октября региональные и муниципальные выборы «не стерильными» и покритиковал столичное руководство за то, что в Мосгордуму попали всего две партии: «Отражают ли, скажем, две фракции, которые действуют, например, в Московской городской думе, все многообразие политических пристрастий москвичей? Я, честно говоря, сомневаюсь».
И дело не закончилось этими констатациями и риторическими вопросами. Уже результаты следующего единого дня голосования, пришедшегося на 14 марта сего года, вызвали у всех участников регионального и муниципального выборного процесса чувство глубокого удовлетворения.
Единороссы были в принципе довольны своей убедительной победой во всех субъектах Федерации, хотя и проиграли выборы мэров в двух небольших сибирских городах. Представители трех других парламентских партий констатировали, что им удалось улучшить свои результаты по сравнению с прошлыми выборами. Не было ни особых конфликтов, ни громких скандалов, а фракционный состав региональных законодательных собраний стал более пестрым и разнообразным.
Это дает основания для сдержанного оптимизма в отношении будущих федеральных парламентских выборов. Тем более, что в избирательное законодательство внесены поправки, облегчающие жизнь политическим партиям и расширяющие возможности участия в законодательном процессе тем структурам, которые не смогут преодолеть семипроцентного барьера.
Поправки эти - умеренные. Но так Медведев и предупреждал в своей статье: «Спешить мы не будем. Спешка и необдуманность в деле политических реформ не раз в нашей истории приводили к трагическим последствиям».
Кстати, о трагических последствиях. Ради их предотвращения были предприняты существенные действия в области гуманизации правосудия. Причем речь шла не столько о правке Уголовного кодекса, сколько о коренном изменении правоприменительной практики, носившей зачастую бесчеловечный, инквизиционный характер. Вплоть до того, что в СИЗО умирали подследственные - а ведь это люди, чью вину еще предстоит доказать. Пока они живы, у них есть надежда на оправдание.
В результате была, прежде всего, произведена настоящая кадровая революция в Федеральной службе исполнения наказаний, там сменилось все руководство. А затем мало-помалу началась разгрузка следственных изоляторов. Суды стали все чаще выпускать обвиняемых под подписку о невыезде и давать отсрочку осужденным за нетяжкие преступления матерям до достижения совершеннолетия их детьми.
У судей и раньше было такое право, да только они не слишком часто им пользовались. По инициативе президента-юриста, наконец, началась борьба с пресловутым «обвинительным уклоном», свойственным нашей судебной системе. Это и есть обещанные в статье «Россия, вперед!» меры по укреплению судебной власти.
Кроме того, широкие массы впервые в истории России смогли ознакомиться с декларациями о доходах руководителей таких закрытых структур, как ФСО, ФСБ и СВР. Что уж тогда говорить о Министерстве внутренних дел, деятельность многих сотрудников которого вызывает в последнее время шквал критики со стороны общественности.
Медведев писал в статье о необходимости коренных преобразований в этом ведомстве и обещал их провести. Теперь настала пора исполнения обещаний. Наверное, самый заметный шаг на пути реализации планов модернизации - это публикация в открытом доступе проекта «Закона о полиции» для всенародного обсуждения. Ничего подобного российская власть до сих пор никогда не делала.
Впрочем, еще более важным станет следующий шаг: принятие данного законопроекта. В каком виде документ приобретет силу закона? Насколько в нем будут учтены итоги публичного обсуждения? Это дело уже ближайшего будущего. Пока же можно констатировать, что вектор, заданный президентом в статье «Россия, вперед!» соблюдается без «загогулин». Россия не движется вспять. Пусть и не так быстро, как хотелось бы некоторым, но она, без сомнения, движется вперед.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции