О том, нужно ли готовить ребенка к поступлению в первый класс и чем стоит руководствоваться при выборе школы, в интервью РИА Новости рассказала заместитель директора Центра образования № 548 «Царицыно» Елена Шимутина.
- Елена Николаевна, какими знаниями должен обладать ребенок, которому предстоит поступать в первый класс?
- В первую очередь, ребенок должен быть здоровым и нормально развитым психологически. Это самое главное, всему остальному его научат в школе. Сейчас большинство первоклашек умеет читать и как-то писать. На мой взгляд, этого более чем достаточно. Впрочем, некоторые родители стараются научить своих детей началам английского и алгебры. Есть примеры, когда в детских садах при школах детей тоже слишком уж «пичкают» знаниями, учат не в игровой форме, а фактически как в школе. И то, и другое излишне.
Для детей очень важно постоянно получать новые знания, впечатления. В четыре-пять лет ребенок еще маленький, плохо концентрируется. Чему-то его учить можно исключительно в игровой форме. Если с ним будут в этом возрасте проходить программу начальной школы, он, может быть, что-то и осилит, но потом в школе ему будет неинтересно учиться. Таких детей мы легко определяем – к пятому классу у них «потухшие» глаза. Между тем именно школа на протяжении первых трех-четырех лет учебы должна быть для ребенка основным источником новой информации.
- Но ведь считается, что чем лучше школа, тем больше знаний ребенок должен продемонстрировать на вступительном собеседовании, хотя формально любые вступительные экзамены в первый класс запрещены.
- Насколько мне известно, в Москве сейчас нет таких проблем при поступлении даже в те школы, которые считаются хорошими: у родителей довольно большой выбор. Собеседование проводится не для того, чтобы выбрать лучших, а просто для понимания, как работать с конкретным ребенком.
В центрах образования преимущество отдают тем, кто ходил сюда же в детский сад (дошкольная ступень) – в нашем случае это фактически означает общедоступность, потому что в детский сад мы берем всех, кто живет поблизости, мест достаточно. Кроме того, мы никогда не отказываем при зачислении в первый класс младшим братьям и сестрам учителей и выпускников, детям выпускников и сотрудников Центра.
А как вы считаете, что должен уметь первоклассник? »
- Чем, на ваш взгляд, стоит руководствоваться при выборе школы?
- В первый класс надо идти в ту школу, которая ближе к дому. Нет никакого смысла возить ребенка куда-то далеко из-за амбиций родителей. На мой взгляд, следует быть осторожнее со школами, использующими различные оригинальные, авторские методики. Отнюдь не каждый ребенок сможет учиться, например, по системе Эльконина-Давыдова, для многих будут предпочтительны более традиционные методики. При выборе школы для малыша будет нелишней консультация психолога.
Нужно понимать, что, отправляя ребенка в первый класс, вы выбираете школу не на все предстоящие 11 лет – не исключено, что в зависимости от его интересов и возможностей нужно будет перейти в другую школу на средней или старшей ступени. Большинство школ, в том числе престижных, особенно сильны или средней ступенью – с 5 по 9 класс, или старшей – с 10 по 11-й.
В отличие от начальной школы в средней уже важен уклон – математический, языковой или любой другой. Именно на этой ступени для ребенка огромную роль играет атмосфера школы, слаженность работы педагогического коллектива.
А старшая школа важна профильной подготовкой. Вот здесь уже родителям нужно узнать, как сдавали ЕГЭ ее выпускники, постараться проследить их судьбу – в какие вузы поступили, где работают. Эта информация обычно размещается на сайтах школ. Если ее там нет, можно обратиться к социальным сетям.
- Чем объяснить популярность отдельных учителей начальных классов? Иногда бывает, что родители выбирают не школу, а конкретного учителя, именно к нему все хотят попасть, хотя школа набирает несколько первых классов.
- Как правило, популярность учителей начальных классов зависит не только от качества его работы, но и от стажа в конкретной школе. Если у такого педагога уже отучился старший ребенок, ребенок знакомых, и нареканий нет, то своего первоклассника родители стараются определить именно к нему. Чем больше выпусков, тем выше популярность. Наверное, можно только позавидовать родителям, которые приводят к своей первой учительнице своих собственных детей.
При выборе первого учителя, как и при выборе школы, помимо опыта знакомых, стоит обратиться к сайту школы, к интерактивным сервисам — официальным форумам, чатам, где родители имеют возможность задавать вопросы учителям, директору, а самое главное – к неофициальным. Там можно найти и положительные, и нелицеприятные отзывы, а уже на основе всей полученной информации принимать решение.
Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости