Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.
Она не сыграла столько, сколько могла бы. Так сложилась жизнь. Но и созданного ею хватает, чтобы мы вспоминали о ней. 9 сентября исполнилось бы 80 лет удивительно светлому и обаятельному человеку – актрисе Надежде Румянцевой.
Ее лучшие роли счастливо совпали с эпохой. Оттепель: страна приходила в себя от леденящего дыхания сталинизма с его строгой нормой кинопродукции и державным, имперским стилем в кино. При «лучшем друге физкультурников» в год снималось несколько десятков картин, большинство из которых вождь просматривал лично. После его смерти советский кинематограф оживился, цензура стала значительно менее жесткой, и в 60-х ежегодно снималось порядка 120 картин.
Зловещие истории про отлов матерых шпионов и подвиги разведчиков постепенно уступили место другим, более лирическим, светлым и эмоциональным картинам. «Летят журавли», «Баллада о солдате», «Иваново детство», «Застава Ильича», «Я шагаю по Москве» и многим другим, среди коих немаловажное место занял такой востребованный массовым зрителем жанр, как комедия.
Не скажу, что после Сталина народ стал жить значительно лучше, но то, что веселее – несомненно. Великий Страх, когда все боялись всех, от дворника до генерала – стал достоянием истории.
Казалось, что после такого прошлого будущее таит в себе только хорошее и радостное, и это ожидание кинематограф старался оправдать. Нельзя при этом сказать, что советские кинокомедии – достояние исключительно постсталинского времени. Нет. Достаточно вспомнить хрестоматийные ленты Александрова, среди которых «Веселые ребята», «Цирк» или «Волга-Волга». Однако в целом их было крайне мало, поскольку по выражению Сталина, «каждая картина имеет большое общественно-политическое значение».
«Безыдейные» комедии появились уже после 1953 года, и именно тогда засияла восходящая звезда Надежды Румянцевой, которой, в отличие от других знаменитых советских травести Марии Бабановой и Янины Жеймо, повезло со временем.
«Неподдающиеся», «Девчата», «Королева бензоколонки» - эти фильмы, стали визитной карточкой «Чаплина в юбке», как называла западная пресса маленькую, веселую, озорную Румянцеву. После «Девчат», где она сыграла бывшую детдомовку Тосю Кислицыну, попавшую волею случая в таежный леспромхоз, актриса проснулась знаменитой.
И неудивительно. Эта романтическая комедия о любви символизировала строительство светлого будущего, в которой действовали настоящие, хорошие люди, не теряющие чувство юмора даже в условиях крайнего Севера. А эксцентричная повариха Тося, открытая, оптимистичная и любопытная, сующая свой нос куда надо и куда не надо, всем стремящаяся бескорыстно помочь, просто очаровала зрителей. Особенно зрительниц, которые с замиранием сердца следили за тем, как «первый парень на деревне» в исполнении Николая Рыбникова на спор с друзьями заводил с героиней Румянцевой роман. Особенно подкупало в Кислицыной то обстоятельство, что, несмотря свою на миниатюрность и жизнерадостность, в ней чувствовались личность и крепкий характер, который не позволял обходиться с его обладательницей как с игрушкой, куклой.
Картина имела бешеный успех не только в СССР. «Девчата» получили приз Эдинбургского кинофестиваля и приз кинофестиваля в Мар-дель-Плата, а итальянские газеты писали о Румянцевой как о «русской Джульетте Мазине». Ее заметили в Голливуде, и несколько американских режиссеров предложили ей роли в своих будущих картинах.
Но на дворе был 1962 год, надвигался Карибский кризис, когда две сверхдержавы едва не начали Третью мировую войну с применением ядерного оружия. Поэтому актрисе ничего не сказали о предложениях, а американцам ответили, что она, мол, сильно занята в советских картинах.
Спустя несколько лет американская актриса и певица Барбра Стрейзанд снялась в музыкальной комедии «Смешная девчонка» о провинциалке, которая мечтает стать знаменитой и сниматься в водевилях. За эту работу Стрейзанд получила «Оскара». Кто знает, может быть, если бы Румянцевой в свое время разрешили принять предложение из Голливуда, именно она стала бы «смешной девчонкой» не только для советских зрителей, но и киноаудитории всего мира?
Гадать «как было бы» - трудно, да и ни к чему. Но за границу Надежда Васильевна все же поехала. На долгих 15 лет. Не как актриса, а как верная жена своего мужа-дипломата Вилли Штояна. Они всю жизнь любили друг друга, но думается, что причина отъезда крылась не только в этом.
Оттепель заканчивалась. Наступала другая, менее яркая эпоха, в которой ей некого было играть. Эксцентричную комедию о Великой Отечественной войне «Крепкий орешек» (1967), в которой Румянцева играла бойкую и острую на язык сержанта Раю Орешкину, а молоденький Виталий Соломин – строгого командира женского подразделения ПВО Ивана Грозных, которые творят подвиги в тылу у немцев – цензура не пропустила. Фильм надолго лег на «полку».
Она вернулась в кино лишь в середине 70-х. Но главных ролей уже не было, оставались лишь небольшие эпизоды. Она переключилась на телевидение, много лет ведя воскресную программу для детей «Будильник», и я помню, с каким нетерпением ожидал этой веселой и жизнерадостной передачи.
Уйдя из кадра, Румянцева подарила многим своим героиням свой замечательный, звонкий, девчоночий голос. Например, знаменитой мартышке из мультипликационного фильма «З8 попугаев» и других серий этой любимой зрителями анимационной «саги». Еще одним направлением творческой деятельности для актрисы стал дубляж первых зарубежных телесериалов. В частности, ее голосами говорили героини «Рабыни Изауры», «Твин Пикса» и «Джейн Эйр».
Тосковала ли она по временам своей популярности? На этот вопрос она как-то ответила: «Нет. Я сделала все что хотела, и дай бог, чтобы кто-то из актрис, которые сегодня именуют себя звездами, прожил такую же жизнь, как у меня».
И в этом с ней нельзя не согласиться. Говорят, что человек жив, пока о нем помнят. С этой точки зрения, Надежда Румянцева будет жить еще много лет. Пока не прекратят показывать ее замечательные фильмы. Чего, надеюсь, не произойдет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции