Александр Горбунов, обозреватель "Спорт день за днем", специально для "РИА Новости"
Очки, которые сборная России, дома проигрывающая очень редко, потеряла в Москве в матче с командой Словакии, футболисты называют "считанными", то есть, теми, которые должны после игры оказаться в хозяйской копилке. Не оказались. Словаки, без устали говорившие перед матчем о том, что были бы безмерно счастливы ничейному результату, уехали из российской столицы с победой и заняли – вместе со сборной Ирландии – лидерские позиции в нашей отборочной группе европейского чемпионата.
Команда России, похоже, превращается в жертву завышенных о себе представлений. После Евро-08, на котором сборная провела два запомнившихся матча (проиграв при этом чемпионам континента – испанцам – обе встречи с общим счетом 1:7) и разделила с турецкой командой третье место, представления о собственной значимости у сборной зашкалило. На самом же деле на чемпионат мира, уступив словенцам в Мариборе, не попал типичный европейский середняк, коим была и продолжает оставаться российская команда. Образовались ножницы. Команда, считающая себя выдающейся, попала под соответствующие – несомненно, завышенные - требования публики, которую при этом перекармливают обещаниями непременно выиграть чемпионат мира 2018 года. Требования же, предъявляемые национальной сборной России, должны соответствовать ее истинному – среднему – уровню.
Как только "проблема ножниц" будет устранена, все сразу же станет предельно понятно: выиграли в гостях у Андорры 2:0 – молодцы, уступили дома равной по классу словацкой команде – что поделать: у нас было три голевых момента (всего, между прочим, три – это в домашнем-то матче), но их не реализовали, у словаков – один, завершившийся забитым мячом.
Судя по всему, главный тренер сборной Словакии Владимир Вайсс, который одно время работал в подмосковном "Сатурне" и которого после чемпионата мира молва сватала в "Спартак", "от" и "до" изучил возможности футболистов нынешнего состава российской команды, состава, стоит заметить, стабильного, играющего вместе уже несколько лет. В соответствии со своими представлениями о сильных и слабых сторонах соперника Вайсс игру выстроил и вместе с футболистами в ней преуспел.
Удивила, признаться, реакция голландского тренера сборной России Дика Адвоката на произошедшее в матче. Он, похоже, пошел по неверному пути своего спартаковского коллеги Валерия Карпина, который после каждой проигранной встречи уничижительно отзывается о сопернике. Вот и Адвокат сообщил репортерам о том, что на поле "играла только одна команда". Он, понятно, имел в виду ту, в которой стал преемником Гуса Хиддинка. Тренер, возможно, был так поглощен действиями своих подопечных, что ему не удалось разглядеть высокий уровень организации игры сборной Словакии, побывавшей, к слову, в отличие от нас, на чемпионате мира и не только побывавшей, но и вышедшей там из предварительной группы. Не рассмотрел Адвокат, по всей вероятности, и умение словаков классно обороняться, перекрывая зоны действия самых опасных игроков соперника, а также умение на скорости переходить в контратаки.
"У нас было много шансов забить", - сказал Дик Адвокат. Три реальных шанса (у Павла Погребняка в первом тайме и у Андрея Аршавина и Юрия Жиркова во втором) для матча на своем поле – мало. Обычное же для хозяев поля давление и преимущество во владении мячом к "шансам забить" никакого отношения не имеет. Словаки сыграли классический выездной матч, сосредоточив все силы на грамотно построенной игре в обороне и устраивая время от времени весьма опасные атакующие выпады, в расчете на скорость или же ошибку соперника. Одной ошибки (Игоря Акинфеева) они дождались. И возможности воспользоваться ею не упустили.
Когда у Дика Адвоката поинтересовались, почему он раз за разом использует в составе футболистов, регулярно не играющих за свои клубы, тренер ответил: "Если я не буду вызывать тех, кто сидит в своих командах на лавке, у нас останется шесть игроков". Запальчивость ответа очевидна: постоянного места в основном составе в своих клубах не имеют (из 21 вызывавшегося для подготовки к играм с Андоррой и Словакией футболиста) лишь Юрий Жирков ("Челси"), Динияр Билялетдинов ("Эвертон"), Роман Павлюченко ("Тоттенхэм") и Павел Погребняк ("Штуттгарт").
У каждого из них свои сложности в клубах. Жирков, например, не выдерживает конкуренцию с Эшли Коулом и Флораном Малуда, рассчитывает, что в будущем у него шанс появиться, но пока вообще остается без игровой практики. Адвокат, тем не менее, в стартовый состав на игру со Словакией Жиркова включил, подчеркнув тем самым, что ни в одном из российских клубов не видит ни одного действующего левого защитника, который мог бы заменить не играющего в Англии футболиста. Жирков со словаками сыграл слабо, много ошибался, привычную для него прежнего агрессию и скорость на фланге не демонстрировал, терял позицию.
Слабо сыграл и еще один "англичанин" - Андрей Аршавин, имеющий, в отличие от своих партнеров, выступающих за рубежом, постоянную игровую практику в "Арсенале". Редкими эпизодами Аршавин в московском матче вспыхивал, но большую часть встречи провел на среднем уровне, ошибался в передачах, игру не обострял, лидерских качеств, обязательных для капитана команды, особенно в складывавшихся на поле условиях, не проявил, а во втором тайме и вовсе иногда стоял в центре поля. Невысокий уровень игры даже одного футболиста сказывается на общекомандных действиях, а когда из нее выпадают сразу двое, причем, те, на кого делается ставка, то ничего хорошего ждать не приходится.
Дик Адвокат поведал также, что он предупредил в раздевалке после матча своих футболистов о том, что теперь им "можно ожидать много грязи от прессы". Это уже из области поисков виновных на стороне. Можно подумать, будто репортеры выходят на поле, а не считающие себя звездами футболисты, которых готовит к игре специально нанятый для этого профессиональный тренер.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции