О возможностях использования результатов рейтинга государственных вузов РФ по среднему баллу ЕГЭ в интервью РИА Новости рассказал руководитель группы по работе с вузами консалтинговой компании Begin Group Илья Чернышев.
- Илья, рейтинги в образовательном сообществе всегда получали неоднозначную оценку. Многие полагают, что доверять им нельзя, потому как в зависимости от того, какие заданы параметры, легко «задать» лидеров.
- Результатам рейтинга, представленного ГУ-ВШЭ, можно доверять, так как в его основе абсолютно понятный критерий – средний балл ЕГЭ. По сути, для абитуриентов средний балл ЕГЭ – это такой же ориентир, как конкурс на одно бюджетное место при традиционной форме приема.
Данный рейтинг адекватно описывает сложность поступления в тот или иной вуз: на бюджетное отделение вузов, попавших в первую двадцатку, действительно трудно поступить. И в этом смысле он может быть полезен абитуриентам и их родителям.
Именно средний балл ЕГЭ является тем самым показателем, на которое стоит ориентироваться при подаче документов. Естественно, в следующем году показатели изменятся, но в любом случае некий ориентир у абитуриентов будет.
- Можно ли судить о качестве образования в вузах на основе данного рейтинга?
- Думаю, да: чем выше средний балл ЕГЭ, тем больше конкурс в вуз и тем сильнее там отбор. Это происходит благодаря тем представлениям о качестве образования в вузе, которые сложились в обществе – у абитуриентов и их родителей. Все понимают, что есть ведущие вузы, качество образования в которых всегда было на высоте и остается таковым.
Другое дело, что на первых позициях рейтинга находятся еще и вузы, которые осуществляют подготовку по популярным направлениям, которые традиционно считаются в обществе элитными – экономика, международные отношения, юриспруденция, медицина.
Так что помимо представлений о качестве образования на результаты рейтинга влияет еще и образ профессий, по которым готовят вузы.
-Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заявил, что первокурсников информация о том, что их вуз находится в «красной зоне», может шокировать.
- Вряд ли студенты будут в шоке. Уровень подготовки очень сильно разнится, и ни для кого не секрет, где дают действительно качественное образование (и, соответственно, где будет высокий средний балл ЕГЭ), а где обучение ведется не по самым высоким стандартам качества.
Другой вопрос, что низкий результат отдельного вуза может свидетельствовать не о плохом качестве обучения в нем, а о низких результатах сдачи ЕГЭ абитуриентами в регионе, где он расположен.
-Главной новостью подготовленного рейтинга его создатели назвали высокий средний балл ЕГЭ в медицинских вузах. Почему медвузам удается удерживать ведущие позиции, тогда как педагогические, которые также готовят специалистов для бюджетной сферы, их теряют?
- То, что в первой двадцатке ведущих вузов семь медицинских – действительно, новость.
Хотя всегда было известно, что в медицинские вузы сложно поступить и с введением ЕГЭ в этом смысле ситуация не поменялась.
Я думаю, что популярность медицинских вузов связана в первую очередь с теми возможностями, которые открываются перед их выпускниками. Все-таки медицина в России довольно сильна – как бесплатная, так и платная. Сомневаюсь, что ребята, которые поступают в медицинские вузы, собираются работать в государственных больницах за зарплату 15-20 тысяч рулей. Многие рассчитывают работать в частных клиниках либо по совместительству как в государственных, так и в частных. В этом смысле у тех же педагогов возможностей для заработка и трудоустройства гораздо меньше.
-Рейтинг показал, что на экономические факультеты технических вузов идут сильные абитуриенты. Стоит ли пытаться переориентировать ребят, имеющих хорошую математическую подготовку, на инженерные факультеты, куда сегодня идут преимущественно троечники?
- Во-первых, рейтинг не позволяет нам сделать однозначный вывод о том, что ребята имеют хорошую математическую подготовку — вполне возможно, что большинство имеет высокие баллы по русскому языку и обществознанию, а математика у них как раз страдает.
Во-вторых, чаще всего абитуриенты, идущие на экономические и юридические факультеты технических вузов, даже не думают о технических специальностях.
Другое дело, что в каждый вуз человек может подавать заявления в рамках вуза на три специальности, и здесь уже задача приемной комиссии — попытаться понять его мотивацию и, в случае наличия интереса к техническим специальностям и наличия сертификатов ЕГЭ по физике и/или информатике, переориентировать его на них.
-Какие критерии могли бы лечь в основу при составлении следующих рейтингов вузов?
- Интересен такой критерий, как соотношение победителей олимпиад и общего числа поступивших на бюджетные места. Уже сейчас есть вузы, где на некоторых факультетах практически все бюджетные места заняты победителями различных олимпиад.
Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости