Владимир Новосадюк, глава представительства РИА Новости в Кишиневе.
Завершившийся в воскресенье, 5 сентября, оглушительным провалом для его организаторов – лидеров либерально-демократической коалиции – референдум по форме выборов президента Молдавии (явка составила лишь 30,98%) поставил жирный крест на амбициозных планах некоторых местных политиков занять в ноябре пост главы государства. В первую очередь, это касается врио президента, спикера парламента Михая Гимпу, который не имеет никаких практических шансов вернуться в кресла, которые он занял.
Должны на время отказаться от своих президентских амбиций и премьер-министр Владимир Филат и его серьезный конкурент на должность главы государства Мариан Лупу.
Все они в последние месяцы довольно активно включились в президентскую гонку. Сотни билбордов до сегодняшнего дня славят на молдавских автомагистралях их партии, а заодно и лидеров этих политформирований. Выглядит это сейчас, когда сами выборы президента пока исключаются из политической повестки дня, а на первый план выдвигаются досрочные парламентские выборы, довольно неубедительно
Провал референдума наглядно продемонстрировал молдавским политикам, что сколько ни кричи "халва, халва!", во рту слаще не становится. Сколько ни обещай молочные реки с кисельными берегами, народ, обжегшийся на пустых посулах 90-х годов прошлого века, трудно провести на мякине.
В чем же причина поражения на референдуме правящей либерально-демократической коалиции и успеха оппозиционной партии коммунистов (ПКРМ), призвавшей граждан страны бойкотировать плебисцит?
Вероятнее всего, что из своих и чужих поражений и побед молдавским политикам следует вовремя извлекать уроки. В данном случае речь идет о том, что действующая власть наступила на те же грабли самонадеянности, которые сыграли в прошлом году роковую роль с коммунистами, потерявшими власть на ровном месте.
Либерально-демократическая коалиция, которой власть, по сути, сама упала в руки, довольно скоро поверила в свою исключительность, а также и вседозволенность. Законы стали меняться, несмотря на протесты не только оппозиции, но и опытных юристов, под собственные нужды и планы. Начался процесс отдаления от России и бурного сближения с Румынией. Обещания для граждан всяких материальных благ и тарифных послаблений оказывались пустым звуком. Врио президента стал учреждать сомнительные даты, типа "дня советской оккупации", девальвировать государственные награды, раздавая их то борцам с "тоталитарным оккупационным режимом", то людям, разделяющим его русофобские взгляды. В общем, что хочу, то и ворочу.
Провал референдума стал холодным душем для его инициаторов. Ведь для чего они его задумывали и так упорно добивались? Референдум должен был стать генеральной репетицией перед президентскими и парламентскими выборами и продемонстрировать оппозиции, всем гражданам Молдавии силу и мощь новой власти.
Правда, на всякий случай эта власть протащила через парламент решение снизить порог явки на этот плебисцит до смешных 33%. А поменять статью Конституции – 17 процентами. Не помогло.
Что же дальше? А дальше – опять выборы, и пока все тот же политический кризис. Удастся ли его преодолеть в обозримом будущем? Трудно сказать, так как на политическом поле Молдавии остаются все те же основные игроки, с теми же задачами.
Правда, есть существенные нюансы. Вероятнее всего, политформирования, входящие в либерально-демократическую коалицию, на парламентские выборы пойдут каждое самостоятельно. Это существенно ослабит рейтинг некоторых из них.
ПКРМ же, воодушевленная результатами объявленного ею бойкота референдума и умудренная опытом нахождения в оппозиции, имеет все шансы поднять свой рейтинг.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции