Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.
Международный военно-музыкальный фестиваль «Спасская башня», презентация музея монумента «Рабочий и колхозница», открытие отреставрированных боковых фасадов Большого театра и возрожденного деревянного дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском, марафон китайской культуры в столице… Все это были замечательные подарки москвичам 4 и 5 сентября, когда столица праздновала свое 863-летие.
Формально развлекались по сокращенной программе (например, без театрализованной церемонии открытия торжеств и традиционного приема мэра, да и облака в этом году не разгоняли). Часть выделенного на торжества бюджета пошла на помощь погорельцам. Но «минимализм» у руководства города вышел чрезмерно роскошный.
Торжественное меню оказалось не только богатым, но и экзотичным. Взять, к примеру, фестиваль «Спасская башня» на Красной площади, который собрал больше 4 тыс зрителей. Москва отмечала свой день 4 сентября под игру волынок оркестра Евросоюза, под песни Майкла Джексона в исполнении хора Вооруженных сил США в Европе, под «Champs Elysees» и другие французские шлягеры (играл военный оркестр из Франции). А больше всего Москву покорил Бахрейн: оркестр его полиции исполнял «Катюшу». Московские суворовцы зажигательно били в барабаны, от Петербурга в фестивале участвовал роговой оркестр, учрежденный еще при императрице Елизавете Петровне. Палили пушки, цокали лошади, взрывался огнями фейерверк, сводный оркестр всех стран с драйвом играл «Прощание славянки».
Одной «Спасской башни» было бы достаточно, чтобы назвать нынешнее празднество пышным. Но все это визуально-звуковое роскошество 4 и 5 сентября дополнили еще и другие события.
Так, вблизи ВВЦ появился музей «Рабочего и колхозницы» - в павильоне-постаменте одноименного памятника скульптора Веры Мухиной и инженера Бориса Иофана (сам монумент, созданный в 1937 г, открыт после реставрации в декабре 2009г). Юношество знает циклопический памятник разве что как эмблему «Мосфильма», фигурирующую в начале кинокартин.
Конечно, можно сразу же заметить жестокую иронию судьбы: рабочие и колхозницы во многом оказались не только субъектами истории - ее творцами (такой смысл несла скульптура), но и ее беззащитными объектами. И почти акробатическая поза, в которой застыли мнимые гегемоны, чем-то парадоксально напоминала принудительный менуэт, руководимый неким «хореографом» со стороны.
А вот насколько был могуч такой монумент, как деревянный дворец царя Алексея Михайловича (отца Петра I), россияне могут судить только по его нынешней версии. Дворец крайне помпезен и отстроен скорее не с царским, а с купеческим размахом. Зрители, явившиеся посмотреть на это «чудо света» в Коломенском, даже ахают от неожиданности: столько декоративной роскоши без берегов и такого буйства красок, которые не столько радуют современный глаз, сколько вызывают недоумение и утомляют. То, что должно восприниматься как «наше» национальное, смотрится как экзотика и архитектурное излишество.
И с презентом режиссера и продюсера Егора Кончаловского столице тоже получился казус. Его вышедший в прокат накануне Дня города фильм «Москва, я люблю тебя!» - это кинопризнание в любви к мегаполису, стоящее в одном ряду с аналогичными картинами о Париже и Нью-Йорке. Однако Москвы-то в этом эклектичном сборнике новелл как раз и не видно. Получился абстрактный мегаполис, с безликой анатомией и со всем клубком проблем любой в мире столицы: там киллеры, тут влюбленные, вот вам собеседование у столичного работодателя, вот самоубийца-недотепа, нате вам и межнациональные конфликты. И вроде бы персонажи колоритные, но общий смысл ленты, пытающейся раскрыть душу города, крайне невнятен. И разгадать загадку, о каком собственно городе идет речь, можно только благодаря столичным пейзажам. Новеллы, снятые в стиле рекламных клипов, не срослись в единую ленту. Без Москвы и без души города.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции