Одно из самых обсуждаемых в театральной среде событий последних дней - переписка между председателем Союза театральных деятелей России, народным артистом РФ Александром Калягиным и министром культуры и туризма Свердловской области Алексеем Бадаевым.
Первое письмо полетело из Москвы в Екатеринбург. Не скрою, меня оно обрадовало, а морально я был уже подготовлен: в середине августа в ЖЖ известного критика Павла Руднева появилась фотография - фасад Уральского государственного театра эстрады, украшенный свежей растяжкой: «А.В.НОВый театр». Фотография - из другого ЖЖ, екатеринбургского драматурга Николая Коляды. Почти все комментарии так или иначе касались бросающегося в глаза «АВНО»… От Павла Руднева я и узнал, что «некоторое время назад Екатеринбургский театр эстрады (в самом центре города, на самой оживленной улице, аккурат рядом с администрацией) по исключительной малограмотности культурчиновников области и города дали возглавить известному шансонье с лагерным прошлым Александру Новикову... Он уже прославился тем, что углядел в невинном балете собственного театра »Голубой щенок» гомосексуальную и педофильскую пропаганду. Вот теперь креативит почем зря. Ребрендинг. Так что я был даже рад, что Александр Александрович Калягин так стремительно вмешался в этот сюжет.
Калягин пишет: «Недавно я получил несколько обращений, в том числе опубликованных на форуме моего официального сайта kalyagin.ru, с просьбой помочь в непростой ситуации, которая сложилась в Уральском государственном театре эстрады после назначения в нем художественным руководителем Александра Новикова. Я считаю необходимым отреагировать на эти обращения открыто, опубликовав данное письмо на моем официальном сайте и сайте Союза театральных деятелей России, т.к. ситуация, на мой взгляд, вопиющая. В этих письмах выражается недовольство хамством и грубостью по отношению к коллективу театра со стороны вновь назначенного худрука Александра Новикова, многочисленными увольнениями уважаемых сотрудников театра, в том числе лауреатов международных конкурсов и заслуженный артистов России». Один момент в письме мне не понравился. Вот этот: «все же смею просить Вас — будьте осторожны в отношении с людьми, все-таки мы работаем не на свиноферме, а в достаточно тонкой области, в сфере искусства. Необходимо учитывать особенности человеческой психологии, тем более актеры по определению, в силу своей профессии, более ранимы и чувствительны, чем кто бы то ни было».
Наверное, я и сам так считаю - что актеры ранимее, тоньше, но именно потому, что чаще в своей жизни встречался и встречаюсь с актерами, а на свиноферме был несколько раз… Моя жена как-то гениально заметила, что мы общаемся с милиционерами как антисемит с евреем, пытаясь избыточной вежливостью скрыть неприязнь. В данном случае, мне показалось, Александру Александровичу не хватает этой пускай избыточной вежливости.
Ну вот. Естественно, в конце письма Калягин просит министра вникнуть в детали и поспособствовать восстановлению в Театре эстрады благоприятной творческой обстановки.
Прошло четыре дня и министр опубликовал свой ответ: «Поскольку Вы решили обсудить данный вопрос открыто, считаю необходимым ответить Вам в той же форме».
Честно скажу: я сам не ожидал, но письмо чиновника мне понравилось. Это - достойный и очень уважительный ответ, очень подробный. Читая его, поневоле соглашаешься: в Москве хорошо знают «Коляда-театр», чуть хуже в последнее время - Свердловский театр музкомедии, Екатеринбургский ТЮЗ… Про Уральский театр эстрады - никогда. «Доходило до того, - пишет в своем ответном письме министр, - что, стоя в центре города у ступеней театра, можно было поинтересоваться у прохожих, знают ли они о существовании в нашем городе такого театра, и получить отрицательно-недоуменный ответ. Предполагаю, что и Вы узнали о существовании этого театра только сейчас, тем более, что по своей структуре и содержанию деятельности это учреждение - не «театр», а «концертная организация».
Как пишет он дальше, был проведен конкурс программ развития театра - административного развития - в результате «на должность директора театра был утвержден 31-летний Максим Борисович Лебедев. Спустя месяц, в июне этого года, был подписан контракт с новым художественным руководителем театра, известным во всей России и за ее пределами бардом Александром Новиковым».
Мне песни Новикова совсем не нравятся, хотя говорить о лагерном прошлом, зная, что Новикова посадили за торговлю электромузыкальной аппаратурой, сегодня, мне кажется, некорректно. Да, он снял «Голубого щенка», но тут же вступил в переговоры с Юрием Энтиным, автором этого самого «Щенка», о совместной работе. Открытие сезона будет ставить завкафедрой эстрады Российской академии театрального искусства (ГИТИС) Михаила Борисова. Опять же: я не в восторге от недавнего спектакля, который Борисов поставил в московском Театре Оперетты, но это, тем не менее, столичный уровень.
Короче говоря, молодой министр (определение - из письма А.Калягина) подробно отчитывается об уже проделанной работе и планах театра на будущее. Подробно и, повторяю, убедительно.
И очень вежливо замечает, что у Союза театральных деятелей в Екатеринбурге немало достойных представителей, которые могли бы дать, как пишет г-н Бадаев, «более беспристрастную информацию, на основании которой можно было бы делать более оправданные выводы».
С несколькими людьми я переговорил. Председатель местного отделения СТД Владимир Мишарин, как я понял, происходящие в театре перемены оценивает куда спокойнее, а о прошлом Театра эстрады отзывается нелестно и сухо - «работали неэффективно». Жалеет он только об одном - о небольшом P.S. в конце письма министра культуры и культуры Свердловской области, после заверений уважаемого Александра Александровича в том, что министр «в курсе всех деталей происходящего в театре и всеми силами стараюсь способствовать налаживанию в нем благоприятной творческой атмосферы». А дальше:
«P.S. По просьбе коллеги из Министерства сельского хозяйства и продовольствия, сообщаю, что проблем во взаимоотношениях между работниками свиноферм Свердловской области не наблюдается».
И, сколько я понял, очень многие восприняли эту приписку как чуть ли не прямое оскорбление. А почему? Калягин первый написал про свиноферму. Министр ответил. По-моему, остроумно. Еще лучше, если проблем и вправду нет.
Кстати - мне это кажется важным - на официальном сайте Екатеринбургского отделения СТД написано, что никаких обращений от сотрудников Театра Эстрады они там не получали. Может быть, потому что - близко, и все проблемы, как и их отсутствие известны? Труднее заморочить голову?
Я в связи с этой историей вспомнил другую, старую. Кажется, в 1981 году разразился скандал в связи с новогодним представлением в Лужниках. Сюжет был какой-то антирасистский, но реакции публики рассчитаны не были, и вот какой-то главный расист задает вопрос: «Ребята, вы нам поможете поймать нигера?» А дети - их только попроси о помощи - тут же откликнулись: «Да!» Вопрос разбирался на высоком уровне и с тех пор все важные ответы (а не только вопросы) на главных елках записывались на фонограмму.
Мысль моя простая: помогать нужно. Всегда. Но, наверное, не всем.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции