Открывшаяся в среду XXIII Московская книжная ярмарка никогда не пользовалась особой любовью читателей. И хотя посетителей на ВДНХ, где она из года в год проходит, всегда набирается достаточно, это чаще всего либо обычные ярмарочные зеваки, либо практичные родители в поисках дешевых учебников.
Полноценной дискуссионной площадки из выставки тоже никогда не выходит, несмотря на многочисленные симпозиумы и круглые столы. Профессионалы приезжают сюда ударять по рукам и подписывать договоры, а не болтать. Важные разговоры и обсуждения принято откладывать до зимней non/fiction. Развлечения – вовсе на июнь, когда в Москве проходит открытый книжный фестиваль. Организацией книжных кунсткамер с игрищами и плясками занимаются вольные издатели с Бу!феста (очередной закончился только что) и Ярмарки Ad Marginem. А у большого книжного смотра на ВДНХ, несмотря на возраст, как не было, так и нет своего лица, своей миссии и идеологии. Если, конечно, не считать идеологией ярмарочный принцип «все на продажу», реализуемый с упорной последовательностью. Издательства со своими книжками приходят и уходят, а крестики, травяные сборы и сувениры из яшмы были и будут на Московской ярмарке всегда.
И все же соскучившиеся за лето любители чтения нередко приходят сюда – за новыми книгами, которые, если повезет, можно получить из рук автора. В этом году по-настоящему ярких новинок не так много. «Письмовник» Михаила Шишкина, который, впрочем, уже не только месяц как в магазинах, но даже успел стать хитом. «Лев Толстой: Бегство из рая» Павла Басинского, тоже лидер продаж столичных книжных. «Андерманир штук» Евгения Клюева, хорошая книга, но новинка скорее этой весны, чем осени. А вот из совсем свежих, еще пахнущих печатным станком книжек, можно назвать народный бестселлер Леонида Парфенова «Намедни», на этот раз заключительный том про 1990-е. Только что приехали из типографии книжка пьес Дмитрия Быкова «Медведь» и роскошный том даже не рецептов (хотя и это тоже), а настоящих сказок 1001 ночи о еде: «Казан, баран и дастархан» Сталика Ханкишиева.
Главная детская новинка этой ярмарки – «Та самая азбука Буратино», написанная Татьяной Толстой и ее племянницей Ольгой Прохоровой. Это в самом деле букварь, как бы тот самый, который папа Карло купил Буратино, а тот сменял на билет в театр. Теперь мы знаем, что в нем в алфавитном порядке рассказывалось обо всех персонажах и артефактах, с которыми сталкивается на своем пути Буратино, что эта азбука была стихотворной и очень хорошо иллюстрированной.
Новинка особенной важности, можно сказать vip-издание этой осени – биография Бориса Ельцина, вышедшая в серии ЖЗЛ. Ее автор – писатель и журналист Борис Минаев, работая над книгой, обращался за помощью к семье первого президента, так что хотя издание и получилось весьма объемным и не без эксклюзива, сенсаций от биографии ждать не надо. Особый статус книге придает и предисловие, которое написал премьер Путин, присутствовавший на презентации. При этом биография вышла скромным пятитысячным тиражом, впрочем, стандартным для всех новых ЖЗЛ-овских изданий.
Короче говоря, все происходящее на ВДНХ относится к официальной, парадной книжности. Естественно, нашлись люди, которым этот официоз не очень по душе. В прошлом году от основной ярмарки откололся BookMarket – ее, можно сказать, молодежная секция, более легкая, более жизнерадостная и пестрая. Так задумывалось. На самом деле прошлогодний BookMarket был не бог весть что такое, но в этом году обещают, что все получится: будут и книги, и театр, и Валерия Гай Германика, и детский панк-рок.
На то, что теперь BookMarket пройдет лучше, действительно есть некоторые надежды, вызванные не только заявленной программой. С этой ярмаркой, например, связано одно из самых забавных литературных приключений этого лета – так называемый запрет классиков в фейсбуке.
Несколько недель назад в соцсети facebook были зарегистрированы профили четырех писателей: Пушкина, Гоголя, Достоевского и Толстого. «Классики» активно в стихах и прозе описывали то, что видели – протесты против строительства в Химкинском лесу, юбилей Цоя, московский смог и т.д.
«Подружиться» с держателями аккаунтов, как уверяют они сами, пожелали тысячи пользователей фейсбука. «Давно не видели мы таких живых откликов в сердцах образованной публики, такого пламенного пробуждения душ, такой искрометности в умах. – Говорится в «Меморандуме четырех», опубликованном после запрета профилей классиков. – И длился этот живой благодатный процесс до того рокового момента, пока виртуальная рука новейшего Бенкендорфа не отключила нас от нашей паствы. Пока она, преступная, анонимная длань, не стерла с наших страниц наши последние, возможно, наиболее гениальные строки». Другими словами, администраторы фейсбука прекратили действие аккаунтов Пушкина сотоварищи, поскольку по правилам этой социальной сети ее пользователем может быть только настоящий человек под своим настоящим именем. Естественно, все знают, что на самом деле в фейсбуке существуют тысячи «виртуалов», и их никто не трогает, но пострадали почему-то именно «классики».
Тут есть несколько соображений. С одной стороны, правила есть правила. За всеми пользователями не уследишь и всех не проверишь. А тут не нужно было и к гадалке ходить – ясно же, писатели ненастоящие. К слову, писатели настоящие, просто не те. Предположительно, от имени классиков говорили современные русские поэты и прозаики, среди которых называется, например, имя Марины Палей. И то, что стилизации понравились многим пользователям фейсбука, говорит об их качестве. Другое дело, что вся эта акция задумывалась и воплощалась для привлечения внимания к ярмарке BookMarket, то есть, грубо говоря, как банальный пиар. Это могло вызвать такое служебное рвение у администрации соцсети.
При этом многим обитателям рунета хорошо знакомы аналогичные акции в живом журнале – диалоги от имени различных исторических лиц (среди которых особенно популярны поэты русского Серебряного века), на несколько порядков остроумнее и поучительней, чем реальное общение жж-юзеров между собой. И если говорить о поддержке у школьников интереса к чтению, изучению истории и культуры, то такая игровая «адаптация» классиков к интернету намного эффективнее большинства министерских инициатив. В самом фейсбуке успел сложиться очень популярный жанр краткого изложения всемирной истории от имени известных персонажей или даже целых государств. И не за горами, надо думать, его «бумажные» версии, которые придут на смену жж-, твиттер- и sms-романам. Конечно, сравнивать эти игрушки с «Илиадой» бессмысленно, так же как и отрицать их существование и смысл.
В общем, если подумать, то администраторы фейсбука могли бы и закрыть глаза на существование этих профилей, в том числе и к своей собственной пользе.
Теперь организаторы BookMarket обещают некий засекреченный пока проект с участием запрещенных классиков. Видимо, всем заинтересованным надо активно следить за новостями или просто поехать на ярмарку и попытаться узнать что-то на месте. Даже если Пушкин и компания там не появятся, думаю, поездка не будет бессмысленной.