БРЮССЕЛЬ, 3 сен - РИА Новости, Александр Шишло. В Еврокомиссии не комментируют высказывание антисемитского характера, сделанное еврокомиссаром по торговле бельгийцем Карелом Де Гюхтом , известным прямотой своей речи.
Бывший министр иностранных дел Бельгии скептически отозвался о шансах на успех прямых переговоров между Израилем и Палестиной, возобновленных в четверг в Вашингтоне. Отвечая на вопрос фламандского Radio Een, Де Гюхт сказал, в частности, что в ситуации с переговорами "не следует недооценивать еврейское лобби в Капитолии".
"Речь идет о комментариях личного характера, которые не представляют собой хорошо известную позицию Еврокомиссии", - сказал журналистам в пятницу в Брюсселе представитель исполнительной власти Евросоюза.
Диалог об урегулировании двустороннего конфликта Израиль и палестинцы ведут с 1993 года с семилетним перерывом на "вторую интифаду" (2000-2007) и паузой длиной в полтора года, которая завершилась в мае 2010-го началом непрямых контактов при посредничестве США. Цель мирного процесса, с которой по меньшей мере на декларативном уровне согласны обе стороны, - создание независимого и жизнеспособного палестинского государства на землях, занятых Израилем в ходе Шестидневной войны 1967 года.
И США, и договаривающиеся стороны полны оптимизма относительно результатов диалога. Выступая в Белом доме в среду, президент США Барак Обама объявил, что и Аббас, и Нетаньяху не исключили возможности достигнуть результатов на переговорах в течение года.
По словам президента, он также услышал от обеих сторон подтверждения того, что они разделяют мнение о политике "двух государств" как наиболее рациональном пути решения проблемы в регионе.
В свою очередь Нетаньяху заявил, что Тель-Авив готов обсуждать мирное урегулирование сложившейся ситуации.
Вместе с тем СМИ и экспертное сообщество сдержанно оценивают перспективы переговоров. Отчасти с этой позицией заочно согласился и сам Обама, отметив в своем выступлении, что процесс урегулирования будет непростым и долгим.
Реализация консенсусной формулы "два государства для двух народов", которая принята за основу переговорного процесса, требует решения комплекса промежуточных вопросов, которые и составляют предмет переговоров. К основным из них, включая проблемы постоянных границ, Иерусалима и беженцев, стороны подходят с разных, зачастую с диаметрально противоположных позиций.
Апеллируя к резолюциям ООН, палестинцы требуют от Израиля уйти к довоенным границам 43-летней давности, освободить Восточный Иерусалим со святынями Храмовой горы и весь Западный берег реки Иордан, демонтировать более сотни еврейских поселений, в которых живут более 300 тысяч израильтян, и допустить к себе миллионы разбросанных по миру палестинских беженцев. Ссылаясь на изменившиеся демографические реалии и соображения безопасности, приводя доводы исторического и религиозного характера, Израиль доказывает невозможность восстановления границ 1967 года, отказывается делить Иерусалим, аннексированный и провозглашенный "единой и неделимой" столицей еврейского государства, отрицает право беженцев-палестинцев на возвращение. Будущее палестинское государство видится израильтянам демилитаризованным и лишенным контроля над своими внешними границами.
В экспертном сообществе распространено мнение, что при нынешних парадигмах подобный клубок противоречий вообще не может быть распутан, поскольку "максимум тех уступок, на которые способно пойти любое израильское правительство, не совершив при этом политического самоубийства, заведомо меньше того минимума, на который могут согласиться палестинцы". Тезис, сформулированный бывшим главой Совета национальной безопасности Гиорой Айлендом в эпоху доминирования левоцентристов на политической сцене Израиля, тем более актуален для нынешнего кабинета Биньямина Нетаньяху, где преобладают правые партии, включая поселенческое лобби, и откровенно звучат призывы отказаться от форсированного урегулирования конфликта в пользу сохранения "статус-кво".
Новый раунд ближневосточного миротворчества осложнен и внутриполитической ситуацией на палестинских территориях, которые четвертый год живут в условиях раскола и двоевластия. Визави Нетаньяху, глава Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас контролирует только Западный берег реки Иордан. В полуторамиллионном секторе Газа власть принадлежит исламистскому движению ХАМАС, которое отказывается признавать право Израиля на существование и настаивает на продолжении вооруженного сопротивления. Именно боевики ХАМАС взяли ответственность за расстрел во вторник на Западном берегу машины с четырьмя еврейскими поселенцами.
Приглашая израильтян и палестинцев к столу переговоров, "четверка" ближневосточных посредников (ООН, ЕС, Россия и США) выражает уверенность в том, что конфликт может быть урегулирован в течение года. Подобные сроки назывались и раньше. Меморандум Уай-Ривер, под которым стоят подписи Нетаньяху и первого палестинского лидера Ясира Арафата, предполагал установить мир в регионе в 1999 году, в "дорожной карте", кодифицированной в форме резолюции ООН, значился 2005-й, с трибуны Аннаполиса звучал 2008-й.