Ольга Галахова театральный критик, главный редактор газеты «Дом актера» специально для РИА Новости.
Известный в театральной России челябинский театр «Манекен» только что открыл свой 46-й сезон. Правда, под занавес прошлого сезона коллектив не знал, удастся ли сохранить любимый театр, или придется разбегаться. Власти умеют порой принимать иезуитские решения: они не закрыли «Манекен», а лишь урезали дотацию. Под сурдинку финансового кризиса предполагалось оставить только треть коллектива, и тогда театр скончался бы сам.
Однако вышла незадача. Власти столкнулись не только с несогласием, но и с сопротивлением. Труппа сплотилась, угрожала забастовкой, потом голодовкой. СТД России создал конфликтную комиссию. Полетели гонцы из Москвы. Конфликт удалось потушить. В результате театр сократили на 50, а не на 80 процентов.
Почему вдруг «Манекен» впал в такую немилость, — вопрос, на который даются разные ответы, но одно из главных предположений сводится к тому, что понадобилось здание в центре города. Казино сейчас не откроешь, но торговый центр, ресторан, ночной клуб принесут куда больше дохода. А тут соблазнительное здание занимает какой-то театр!
Убеждена, и не раз высказывала свои опасения, что нам в ближайшей перспективе все чаще и чаще придется сталкиваться с подобными конфликтами. К власти приходят молодые прагматики с опытом ведения своего бизнеса, и часть из них видит в деятелях культуры только нахлебников. Лишние рты можно кормить, можно подкармливать, а можно и вовсе отказать в питании. Город без театра проживет, без хлебозавода нет. К этой дикой аргументации ни театральное, ни любое другое культурное сообщество у нас не готово, а потому оказывается в роли нищих, просящих подаяние. Внятной программы на сопротивление этой агрессивно-варварской позиции не выработано ни одной институцией, призванной определять и воплощать в жизнь подобные задачи.
«Манекен» выстоял в битве, не проиграл, но ведь нельзя сказать, что и выиграл. На улице оказались 50 человек, и худрук театра Юрий Бобков переживает эту ситуацию, поскольку половину своих сотрудников не смог защитить. Об этом и о многом другом мы говорили до и после спектакля, открывшего новый театральный год прославленного театра.
В ситуации войны, без шансов на победу, театр в прошлом сезоне, несмотря на такие обстоятельства, продолжал репетировать и выпустил премьеру по пьесе американского Уильяма Гибсона «Сотворившая чудо».
И дальше все начало разворачиваться как в американском кино. Из штата Флорида, города Венис (по-нашему, Венеции) пришло приглашение на фестиваль. У театра, естественно, не было денег, чтобы принять участие в международном смотре, на который съехались в этот раз коллективы из пятнадцати стран, а еще тридцать прислали своих наблюдателей. Однако американцы, которых у нас так порой не любят, нашли на дорогу деньги русскому коллективу с Урала. Все остальные участники ехали за свой счет, и везде, во всех четырнадцати странах нашлись деньги. От российских нефтедолларов «Манекену» на Америку не перепало.
На заключительной церемонии в Венеции Флориды челябинский «Манекен» за спектакль «Сотворившая чудо» собрал десять наград: и за лучшую режиссуру, и за лучшую женскую роль, и за лучшую мужскую. Даже приз «Закулисное признание» тоже уехал в город, о существовании которого вряд ли знали до этого фестиваля американцы. Его получила молодая актриса театра Марианна Захарова (за роль Элен). На родину вернулись победителями, но победу эту не заметили не только те, кто и хотел бы умолчать об этом достижении, но и те, кто должен был бы возрадоваться.
Забавно, как московский критик, приезжавший, «как бы» спасать «Манекен», недавно опубликовал статью, в которой смело констатирует, что русский театр остался без международного признания, исчез с международной театральной карты. Осиновый кол вбивается ради того, чтобы заняться самолюбованием.
Не хочется вдаваться в перечисление достижений. Однако стоит ради справедливости заметить: наши театральные деятели востребованы в той же мере, что и европейские. Круг этих имен ограничен, но так было всегда.
Смотрю репертуар миланского театра «Ла Скала». Дмитрий Черняков поставил здесь несколько лет назад «Игрока» Сергея Прокофьева, в сентябре Валерий Фокин показывает «Женитьбу» в Париже, с успехом по Франции в прошлом сезоне прокатился театр Николая Коляды из Екатеринбурга. Говорю с польскими коллегами, которые сетуют, что современная польская драматургия и режиссура в России представлена не так широко, как российская у них. Иван Вырыпаев, Андрей Могучий ставят в Польше.
Прихожу в Театр под руководством Олега Табакова на встречу с бразильскими деятелями театра. Они приехали сюда не только учиться системе Станиславского, но и ведению дела по строительству современного театра. Пермский режиссер Сергей Федотов постоянно приглашается на постановки в Чехию, и даже получил там приз как лучший иностранный режиссер. Не говоря о Дмитрии Крымове, который со своим коллективом постоянно приглашается на зарубежные теафорумы. Немецкий журнал “Theater der Zeit” просит написать статью именно о нем, поскольку в Германи ожидаются гастроли «Та-ра-ра-бум-бии». Впрочем, и другой театральный экспериментатор Владимир Панков не обойден вниманием Запада. Михаил Угаров востребован многочисленными фестивалями по современной драматургии. Центр А. Казанцева и М. Рощина, Театр.doc — постоянные гости европейских театральных встреч. Не приглашают в Авиньон, так, может быть, отборщики Авиньона что-то проглядели? И почему собственно надо ждать признания оттуда? Ведь к нам на фестивали приезжают группы, которые сначала получили признание у себя дома. Стал ли хуже Петр Фоменко оттого, что спектакли «Мастерской» не зовут на Авиньон? Или Кама Гинкас? Или Сергей Женовач?
К примеру, челябинский «Манекен» ни разу не был отобран «Золотой маской». Однако из США привез десять поощрений! Сергей Федотов из Перми, в прошлом году наконец-то получил эту награду, но позднее, чем признание за рубежом, о чем собственно и сказал в своем благодарственном слове на церемонии. Сергей Афанасьев из Новосибирска и его Городской драматический театр ни разу не были удостоены внимания «Маски», но в той же Франции находит поддержку и признание.
Этот список можно было бы и продолжить. Однако дело в другом. Пока с одной стороны театральной ситуацией управляет бюрократия нового образца, равнодушная к духовным вопросам, а с другой вместо театрального сообщества действуют мелкие мафиозные тусовки и тусовочки, цепко забирающие фестивали, премии «под своих», нашим театрам приходится уповать на самих себя. Не ожидать ни скорого признания, ни поддержки сверху, поскольку нет ее снизу. Спасение утопающих — дело рук самих утопающих. В силе этого постулата большинству в театральной среде приходилось убеждаться не раз и придется, увы, убеждаться, видимо, еще долго в будущем.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции