Около полумиллиона россиян, по официальной статистике, на сегодняшний день являются носителями ВИЧ. На обеспечение их бесплатными лекарствами государство предусмотрело в 2010 году из средств федерального бюджета около 10 миллиардов рублей. Тем не менее, по оценке экспертов, в ряде регионов существует нехватка лекарств для людей с ВИЧ-инфекцией и количество больных из года в год только увеличивается. О том, насколько остро стоит проблема с обеспечением этой категории населения лекарствами, и нуждается ли Россия в помощи международных гуманитарных организаций корреспонденту РИА Новости Татьяне Степановой рассказала заместитель директора департамента охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия человека Минздравсоцразвития России Галина Чистякова.
- Галина Геннадьевна, мой первый вопрос: сколько же на самом деле ВИЧ-инфицированных в России?
- В нашей стране зарегистрировано около 500 тысяч ВИЧ-инфицированных, что составляет 0,3% населения страны. Этот показатель не превышает уровень заболеваемости в большинстве развитых стран и в два раза ниже, чем в Соединенных Штатах Америки.
- Но некоторые российские эксперты и представители международных организаций говорят о более чем миллионе ВИЧ-инфицированных россиян.
- Искажение объективных статистических данных не просто провоцирует в обществе панические настроения, но и не дает возможности достоверно оценивать действие профилактических программ, дискредитирует страну в глазах мирового сообщества и не позволяет правильно расставить акценты в выборе приоритетов в борьбе с эпидемией.
- Вы имеете в виду обеспечение больных лекарствами? Кстати, как обстоят дела с этим в регионах?
- Да, в том числе и планирование расходов для лекарственного обеспечения больных. Россия, одна из немногих стран, где государственное здравоохранение взяло на себя обязательства по бесплатному предоставлению лекарственных препаратов больным ВИЧ-инфекцией. В стране создана уникальная служба профилактики и борьбы со СПИДом. В обязанности этой службы входит гарантируемое государством оказание эффективной медицинской помощи ВИЧ-инфицированным, включая диспансерное наблюдение и лечение. Только на лекарственное обеспечение в этом году предусмотрено из средств федерального бюджета более 10 миллиардов рублей. Эти средства позволяют полностью удовлетворить заявки территориальных центров СПИД, которые знают реальное количество больных, которые нуждаются в лекарственном обеспечении.
- Вы говорите, что выделено 10 миллиардов рублей на лекарственное обеспечение, но как я понимаю, эти деньги предусмотрены только на лечение больных, а как же профилактика?
- Профилактические мероприятия, безусловно, являются важным направлением противодействия распространения ВИЧ-инфекции. Этому вопросу уделяется особое внимание. В период с 2006 по 2009 годы в рамках Национального проекта "Здоровья" на эти цели были выделены бюджетные средства в размере 1 миллиарда рублей. В 2010 году эта сумма составила 247 миллиона рублей.
- Кстати, как обстоят дела с этим в регионах?
- Все территории обязаны своевременно предусмотреть необходимый объем помощи, включая лекарственное обеспечение согласно стандарту оказания медицинской помощи больным ВИЧ/СПИДом. Таким образом, сколько больных надо лечить, столько и заказано необходимых лекарственных препаратов. Суммируя заявки регионов, получается, что лечение специальными препаратами должны получать 70 тысяч граждан Российской Федерации.
Все разговоры о десятках тысяч больных, для которых, якобы, не хватает лекарств, абсолютно не обоснованы. Да и разговоры эти идут от людей, искусственно завышающих общую статистику эпидемии в стране.
Нам достоверно известно, что в подавляющем большинстве регионов никаких проблем с обеспечением больных лекарствами нет. В то же время из некоторых регионов поступает информация о дефиците ряда противовирусных препаратов. Сейчас мы изучаем эту ситуацию, причины ее возникновения. Каждый случай непредоставления лекарственных препаратов больному является чрезвычайным.
- Значит, проблема нехватки лекарств все-таки существует?
- Проблем нет и не было в регионах, которые отказались от гуманитарной помощи из-за рубежа, а получали лекарственные средства по установленному в нашей стране порядку. Уточню, что в каждом регионе, в котором будет выявлен дефицит препаратов для лечения ВИЧ-инфекции, будут проведены серьезные проверки. И если подтвердится, что должностные лица допустили искусственное занижение необходимого объема лекарственных препаратов для того, что бы получать помощь за счет грантов международных организаций, тем самым, сделав заложниками этой ситуации больных людей, то это будет уже вопрос не только органов здравоохранения.
- Я так поняла, что заявки на лекарства составляются заранее. Но у нас ежегодно появляются новые больные ВИЧ-инфекцией. Как они обеспечиваются лекарствами?
- Для того чтобы своевременно начать лечение, человек, имеющий положительный ВИЧ-статус должен стать на диспансерный учет в центр по борьбе и профилактике с ВИЧ/СПИДом по месту жительства. Врач, у которого будет наблюдаться пациент, своевременно закажет необходимые лекарственные средства.
- Как обеспечиваются лекарствами граждане, которые, например, прописаны в других регионах России, а проживают и работают в Москве?
- Все граждане, проживающие на территории Российской Федерации, могут прийти в центры по борьбе и профилактике с ВИЧ/СПИДом с регистрацией по месту проживания, после чего они автоматически будут поставлены на диспансерный учет и смогут получать необходимые лекарственный препараты.
- Галина Геннадьевна, как Вы относитесь к профилактике и лечению наркомании у ВИЧ-инфицированных с помощью метадона? Многие зарубежные специалисты уверяют, что это эффективный препарат.
- Это не препарат, а более сильный наркотик, чем героин. Представители ряда международных организаций настаивают на необходимости легализации наркотиков, убеждая в абсолютной неэффективности правоохранительных мероприятий в борьбе с нарастающей эпидемией - наркоманией.
Развитие эпидемия ВИЧ-инфекции в России убедительно доказывает обратное. Те регионы нашей страны, которые принимают энергичные меры по противодействию распространения наркотиков, проводя не только правоохранительные, но и воспитательные мероприятия, имеют достаточно благополучную ситуацию по ВИЧ-инфекции. Более того, в этих регионах снизился шприцевой путь заражения.
- Иными словами, программы снижения вреда наносят больше вреда, чем пользы?
- По "случайному" совпадению в тех регионах, где международные организации внедряют программы "снижения вреда", а, значит, ослабили социальный прессинг на наркопотребителей, наблюдаются самые высокие показатели пораженности ВИЧ-инфекции. Пока речь идет только о программе обмена шприцев с обучением "безопасному" употреблению наркотиков, но, на самом деле, основной целью этой международной программы является "заставить" Россию разрешить так называемую заместительную терапию, то есть, легализовать в том числе такой тяжелый наркотик как метадон.
Результаты такой политики хорошо видны в Украине. Законодательное разрешение на использование метадона декларировалось как большая заслуга международного сообщества при интеграции Украины в западноевропейское сообщество. За шесть лет реализации этой программы, которую ставили и до сих пор ставят в пример России, не решена ни одна проблема в лечении наркозависимых, а в отношении профилактики ВИЧ-инфекции демонстрируются самые высокие темпы распространения ВИЧ в регионе Восточной Европе и Центральной Азии.
Таким образом, складывалась парадоксальная ситуация, когда гигантский бюджет международных гуманитарных организаций, а это десятки миллионов долларов ежегодно, направляемых для противодействия эпидемии ВИЧ-инфекции в России, фактически тратились на программы, противоречащие государственной стратегии сдерживания эпидемии и минимизации ее последствий.
Необходимо напомнить, что Россия полностью отказалась от реализации программ снижения вреда на территории нашей страны, у нас создана более эффективная собственная система профилактики лечения ВИЧ-инфицированных, а также, лечения наркозависимых.