МОСКВА, 2 сен - РИА Новости. Рейтинг государственных вузов РФ по среднему баллу ЕГЭ, подготовленный Высшей школой экономики (ГУ-ВШЭ) и РИА Новости по заказу Общественной палаты России, показывает значение вуза на образовательном рынке и помогает формировать новую поведенческую модель, считают авторы исследования и эксперты.
Рейтинг вузов РФ по среднему баллу ЕГЭ показывает, с какими знаниями абитуриенты-2010 поступили на бюджетные места в государственных вузах. В рейтинг включены 360 вузов, которые приняли не менее 200 человек на бюджет по результатам единого госэкзамена. Мониторинг касается программ подготовки бакалавров и специалистов. Средние баллы ЕГЭ были рассчитаны на основе материалов, размещенных на сайтах российских вузов в открытом доступе.
Первые строки ЕГЭ-рейтинга по направлениям заняли международные отношения со средним баллом - 80,58, механика - 78,72, лечебное дело - 74,21, иностранные языки - 72,16, экономика - 71,38, философия - 70,17. В "золотой середине": информатика - 67,24, психология - 65,28, строительство - 61,89, физкультура - 60,54, нанотехнология - 59,83. А вот инженерным направлениям придется довольствоваться "троечниками". Например, в металлургию пошли абитуриенты со средним баллом - 51,32, вооружение - 53,86, энергомашиностроение - 54,28, электротехника - 56,44, геология, горное дело, полезные ископаемые - 58,26.
Пора задуматься
По мнению министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, ЕГЭ-рейтинг показывает вес каждого вуза на образовательном рынке. "Этот труд - он точно показывает, не какая у нас школа, а какое у нас высшее образование", - сказал он в ходе презентации рейтинга, отметив, что в представленном исследовании угадываются сегодняшние тенденции российского образования.
Министр напомнил, что когда механизм единого госэкзамена в 2009 году был запущен в России в полном объеме, авторы и разработчики заданий, а также органы управления образованием рассчитывали получить объективную картину отечественного образования. "Эти результаты, по-моему, самым ярким образом подтверждают и предъявляют самый широкий срез того, что мы имеем в нашем образовании", - сказал министр.
По его словам, ЕГЭ-рейтинг не повлечет за собой никаких глобальных изменений в системе образования, но некоторым высшим учебным заведениям стоит задуматься о реорганизации. По мнению Фурсенко, российское высшее образование должно двигаться в сторону ведущих вузов. "Никаких революций не будет. Мы просто шаг за шагом будем уходить в сторону более сильных вузов", - отметил он.
Профессиональное образование в России и его качество были в центре внимания на заседании Госсовета, состоявшемся в Кремле накануне нового учебного года. Чиновники в основном говорили о том, что государство не должно оплачивать обучение студентов, которые не смогут применить свои знания из-за того, что эти знания устарели, или, если выпускники просто не захотят работать по специальности. По мнению президента РФ Дмитрия Медведева, без радикального улучшения профобразования модернизация в России не получится, и страна будет жить в технологически отсталом обществе.
Обратная связь
По мнению главного редактора РИА Новости Светланы Миронюк, рейтинг ЕГЭ отражает интересы общества и то, какие специальности востребованы сегодня. Она отметила, что агентство будет стараться расширить информативность рейтинга, обеспечив обратную связь для пользователей. "В ближайшее время появится простая, доступная всем рубрика "Оставь свой комментарий". И мы рассчитываем, что абитуриенты, преподаватели и, вообще, вся заинтересованная аудитория откомментирует определенные позиции рейтинга", - сказала Миронюк.
В планах РИА Новости провести опрос вузов, попавших в рейтинг, с точки зрения совпадения их ожиданий с результатами мониторинга. Будет затронута тема низкого качества преподавания в педагогических вузах, куда многие абитуриенты и поступают по принципу "лишь бы куда-нибудь". Миронюк добавила, что еще одна тема, которую высветил рейтинг, - проблема большого количества студентов-льготников и победителей олимпиад, которых вузы зачисляют вне конкурса.
По ее словам, на основе рейтинга РИА Новости подготовит интерактивную карту России, на которой можно будет увидеть, какие специальности можно получить в регионе, и какие есть варианты трудоустройства.
Такие инженеры не нужны
Средний балл ЕГЭ в рейтинге вузов показывает качество учебных заведений, его преподавателей, учебных программ, а также базовых знаний абитуриентов, считает ректор Государственного университета Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Ярослав Кузьминов. Он считает, эти данные заместили прежний показатель конкурса на одно место в вузе.
По результатам рейтинга выявилось 45 сильных вузов. Из них медицинских - 16, технических университетов - восемь, нефтегазовых - два, архитектурно-строительных - два, классических - шесть, социально-экономических - 15. В топ-45 вошли три филиала ГУ-ВШЭ.
В первых строках ЕГЭ-рейтинга Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) с 82,1 балла; ГУ-ВШЭ - 80,9, Московский физико-технический институт (МФТИ) - 77,7, МГУ имени Ломоносова - 72,8, Волгоградский государственный медицинский университет - 72,8, Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики - 72,3, Дагестанская государственная медицинская академия - 72,4.
Последние в рейтинге - инженерные вузы. "Тревожная ситуация сложилась по инженерным направлениям, туда пошли "троечники"", - отметил Кузьминов. Так, например, средний балл ЕГЭ для поступления в Южно-Российский государственный технический университет - 53,6, в Ивановский государственный химико-технологический университет и Сибирский государственный технологический университет (СибГТУ) - 54,1, Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе - 55,8.
По мнению авторов исследования, рейтинг позволяет оценить привлекательность вузов для сильных абитуриентов, косвенно определить качество образования в них, а также поможет органам управления образованием принять организационные решения в отношении неэффективных университетов.