Воронежский писатель Василий Щепетнев где-то два с половиной года назад опубликовал коротенький рассказ «Хорошо компьютеризированный колун», лучшее, на мой вкус, произведение про отечественный хай-тэк. Очень рекомендую всем прочесть, но для тех, кто все же поленится, совсем уж коротко перескажу. Это про некоего зэка, Щ-331 (узнаете аналогию?), которому страшно повезло: к неделе «больнички» ему добавили две недели «легкого труда», — и вот, вместо «изнуряющего рудника с его закоулками», герою предстоит колоть в зоне дрова. Совершенно в стиле «Одного дня Ивана Денисовича» Василий Щепетнев описывает ощущения Щ-331 от этой приятной - на морозце - работы. Потом зэк возвращается в барак, Старшой берет у него топор и, поднеся к сканеру, смотрит на экран. На экране отобразилось все: «число ударов, их сила, ритм, эффективность…» И Щ-331 получает «премблюдо — драники из мерзлой картошки».
Возвращаясь из Крыма домой, я весь был обвешан хай-тэком: встроенным в коммуникатор навигатором, trip-компьютером, видеорегистратором, да еще и музыка шла с коммуникатора на блютолу и дальше — на шесть динамиков и сабвуфер, — совершенно без проводов, по bluetooth. Снаружи же меня лежала страна, наиболее близкая к России во всех отношениях. Но, как пел Городницкий, «хоть похоже на Россию, только все же не Россия». Народ на Украине (по впечатлению) куда мягче, добрее, приятнее в общении, чем в России. И дороги! В отличие от России, где дорог нет, а есть только направления, украинцы за дороги вроде бы взялись. Например, дорога от границы к Киеву, а потом — от Киева к Одессе в первой части расширена и вылизана, во второй - вылизана просто, но и это создает ощущение контраста, особенно после пограничной Брянской области. Но за Брянском и до Одессы — просто сравнительно неплохие дороги. А вот километров 150 или даже чуть больше перед Харьковом - уже настоящий автобан. Не хайвей, а именно автобан, по-европейски, по-немецки.
Во всяком случае, когда мне не удалось попасть на нее из Харькова (ну не было никаких указателей!) и я, с трудом глотая километры дороги традиционной, остановился возле даишника, он, не дожидаясь вопросов с моей стороны, сказал, как на нее выехать. И добавил с удовольствием словечко «автобан». Принимались его строить очень давно, еще в пору СССР, и несколько раз мне удавалось каким-то чудом попадать на сравнительно ровную бетонку возле Днепропетровска и ехать по ней десятки километров под стук колес о стыки между плитами. Но вот уже готово почти две сотни километров и работы продолжают вестись. Действительно автобан. И по гладкости, и по ширине, и по отсутствию каких бы то ни было перекрестков. Разрешенная скорость, кажется, аж 130 км/час, что означает, что можно ехать и 150, ибо по их правилам превышение скорости не более, чем на 20 км/час карается - максимально - устным предупреждением. Я по дороге туда разогнался аж до 185 (не по спидометру, который всегда врет в минус, а по GPS). Но, поскольку по паспорту моя машина должна ехать не быстрее 170, что-то там снаружи завизжало, заскрипело, я сбросил скорость и, выйдя из машины и внимательно ее снаружи осмотрев, пришел к выводу, что это были просто какие-то аэродинамические эффекты, однако больше так гнать не стал.
Тут же, кстати, могу заметить, что сразу после окончания автобана стоит знак «40», который по инерции и в полутьме заметить было сложно, так что «налетел». Самое смешное, что знак этот продолжает действовать в обе стороны на строящемся участке (километров около десяти), хотя качество дороги если не 90, то уж 60-то километров допускает безусловно, и по обеим сторонам в огромном числе (наверное, все днепропетровские) стоят дайцы с радарами.
Итак, возвращаясь к возвращению. Дорога из Крыма, в общем, довольно приличная - Мелитополь можно объехать уже наполовину, Запорожье — целиком, так что мой trip-компьютер показывал среднюю скорость около семидесяти. Кто ездил на дальние расстояния, знает, что это не так плохо, хотя мне порой, при особенно удачном стечении обстоятельств, удавалось поднимать ее до восьмидесяти. Но я все ждал, когда же начнется автобан, и, потеряв с полчасика и сбросив среднюю до 68-ми на ремонтируемом участке, я выехал на «зеркальный» асфальт. Установил эти самые 150, и средняя скорость поползла вверх, уже перед самым Харьковом превысив 85 км/час! Проехав с десяток километров по ухабистой объездной, я, наконец, уткнулся в длинный автомобильный хвост. Я с некоторым ужасом ждал его: помнил по прошлогодней поездке, что двойной мостик через небольшую речушку Лопань чинили и машины проезжали минут, наверное, 20. Но очень и надеялся, что мостик починят и, возможно, даже расширят. А вот нет! Ремонт снова в разгаре, хвост машин, по сравнению с прошлогодним, вырос раза в три-четыре! Прождав положенный час, а то и полтора, и выехав снова на дорогу, я обнаружил, что средняя упала ниже семидесяти. То есть выигрыш от высокотехнологического (настаиваю!) автобана полностью и даже с избытком ушел в песок. То есть в автобане, которым так гордился даец (да, думаю, не он один) смысла оказалось едва ли не меньше, чем в том самом щепетневском колуне.
Миновали мостик, поехали дальше, через край Харькова (кстати заметить, аж до того момента, как выезжаешь на финишную прямую, ни одного указателя типа «Россия», «Белгород» или хотя бы «Пограничный пункт Гоптiвка» вдоль дороги не стоит, приходится ориентироваться исключительно по навигатору), и тут выезжаем на регулируемый перекресток. Вечер, солнце лупит прямо в светофор, и разобрать, какой из трех его фонарей активен, категорически невозможно: все они равно горят катафотными гранями. Притормозил, поглядел внимательно: ну не работает светофор, — и тихонько двинулся дальше. А тут как раз и даец. Ну, естественно: права, техпаспорт. «Получите, дескать, после суда!» Я и так, и эдак… Веду его к светофору. Мимо едет народ, кричит в окна или с мотоцикла, что светофора не видно, а даец знай тычет пальцем: «Во! Видишь разницу?! Видишь разницу?!» Я пытаюсь объяснить ему, что я не обязан заниматься экспертизой, что все знаки должны быть ясными и очевидными, что почему бы ДАI не поставить над фонарями козырьки или усилить лампы, а он свое: «Видишь разницу?!»
Ну, тут-то уж сам Бог велел прибегнуть к хай-теку. «У меня, — говорю, — регистратор! Все записано, включая светофор. Давайте замерим по нему разницу между красным, горящим от лампочки, и красным, горящим от солнца. Ведь наверняка же должны быть какие-то нормы уровня контрастности!» А он: «А у нас суд ваши видеозаписи не принимает и не признает!» Ну ровно как у нас! Спасла жена, разозлившаяся на хамство дайца: просто орлицей налетела на него, сказала, что они не имеют права отбирать документы у иностранцев и буквально вырвал их из его рук. Тот плюнул и пошел в свою машину, которая стояла на тротуаре, ровно перед означенным невнятным светофором: ничего опасного в этом месте, кроме ожидаемого проезда на невидимый красный, тут не было.
Мне сразу припомнился недавний отечественный случай, почти как две капли воды похожий на этот «светофорный», разве что еще более яркий. Про участок дороги где-то на юге России, где стоял знак «Обгон запрещен», действующий на несколько километров, а осевая была прерывистой. Понятное дело, многие ее пересекали и тут же попадали в ненасытные лапы. Видать, по другому ведомству, осевую в зоне действия знака, наконец, перекрасили в сплошную. И народ пересекать ее перестал. И что же вы думаете? Гайцы ночью явились туда и стали выкрашивать в сплошной линии черные интервалы баллончиком с краской…
Колун-с!
А вы говорите — хай-тэк…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции