Лишь 0,5% учеников в новом учебном году будут посещать частные школы, количество которых по всей стране за последнее десятилетие остается неизменным – около 700. Как удается частным школам выживать в условиях демографического спада, в интервью РИА Новости рассказал директор школы «Ковчег XXI» Рустам Курбатов.
- Рустам Иванович, демографическая ситуация такова, что и хорошие государственные школы подчас не могут набрать детей. Какая роль в таком случае отводится частным школам?
- Частные школы в России можно разделить на две категории. Первая – это дорогие школы, где для учебы создаются предельно комфортные условия. Фактически это коммерческие школы, их легко узнать по рекламе, там дорогое трехразовое питание, бассейн и прочие атрибуты роскоши. Но по содержанию образования в таких школах, как правило, нет ничего необычного.
Вторая категория – те частные школы, где как раз применяют инновационные подходы к содержанию образования, где стремятся не просто к выполнению каких-то формальных показателей, но строят программу с учетом интересов и потребностей детей: хотят они учиться или нет, почему так происходит, действительно ли знания, которые они приобретают, будут им полезны?
Государственные школы тоже бывают разными, и, на мой взгляд, деление образования на государственное и частное вообще некорректно – ведь все выдают выпускникам аттестаты государственного образца. Но государственная система консервативна, и у частных школ больше возможностей для поиска ответов на поставленные вопросы.
С другой стороны, действительно, у частных школ могут возникать трудности с набором по чисто экономическим причинам – так было в период финансового кризиса. Небольшие элитные школы, где в параллели учится по три-четыре ребенка, оказывались на грани закрытия просто потому, что уходили несколько человек.
- Что ожидают родители от частной школы? Все-таки есть представление о том, что частная школа – это школа для детей богатых родителей, и главные их требования – это комфорт, повышенная безопасность, хорошее отношение учителей к детям.
- Стереотип не лишен оснований. Но я могу сказать, что за последние годы появилось много родителей другой генерации и других взглядов. Для них важно, чтобы их детям было интересно в школе, они стремились туда ходить, поэтому они и ищут альтернативу обычным государственным школам - таких родителей не смущают новации.
Вот сейчас часто говорят, что дети не хотят ходить в школу, что учеба для них превращается в повинность. На мой взгляд, это связано с тем, что детям непонятно, для чего им нужны знания.
Поэтому мы, к примеру, стараемся, чтобы в школе было больше реальных дел - тогда возникает и интерес к учебе, она перестает быть в тягость. Допустим, после изучения какой-то темы старшеклассники идут в младшие классы и рассказывают, показывают, чему они научились. Это может быть сценка на английском языке или небольшой спектакль по произведению, которое прошли на литературе, или сообщение по истории. Этот «десант» – как мы его называем – меняет отношение к учебе. Дети понимают, что не просто так изучают материал, они как будто сами проводят уроки, выступая в роли взрослых, и это их воодушевляет. По какому-то пройденному материалу можно снять видеофильм, записать аудиоматериал, выложить их в Интернете. Все это возвращает к реальности - появляется осмысленность в учебе, когда налицо результат работы.
- Для такой работы должны быть возможности, в ней должны быть заинтересованы учителя…
- Конечно, если же человек работает на две ставки, у него не будет ни сил, ни желания для каких-то новшеств. Я понимаю, что частные школы находятся в привилегированном положении: и зарплаты учителей выше, и количество детей в классах меньше (у нас, к примеру, в среднем обучается 14-15 человек в классе). Но все-таки думаю, что кое-что из того, что отрабатывается в частных школах, может применяться затем и в массовых школах.
Что касается учителей, то главное для них – это желание работать, я бы сказал - жизненный задор. В этом году волна желающих работать в частных школах удвоилась. Только у нас на собеседованиях побывало около 100 человек, в основном из регионов, где закрываются школы, сокращается количество классов и люди остаются без работы. Когда отбираем учителей, смотрим - «горит» ли человек своей работой. Не всегда важен даже опыт работы и количество лет, проведенных в школе. Мы отдаем предпочтение молодым людям с хорошим образованием, причем далеко не всегда с педагогическим.
Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ) специально для РИА Новости