Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.
Одышка и смятение бегущего человека, торопливые шаги конторских служащих, любовные вздохи и вопросительные интонации одинокой женщины, утренняя уличная кутерьма – Андрей Петров в своей музыке затранскрибировал все эти звуки мегаполиса. И эта городская звукопись получилась очень человечной и лиричной. Композитор уловил дыхание и сердцебиение города и претворил их в музыку. 2 сентября петербуржцу Андрею Петрову исполнилось бы 80 лет.
В 20-м веке уличное многоголосье ввел в стихотворный текст Александр Блок – в поэме «Двенадцать». Голоса толпы звучали и в поэзии Анны Ахматовой. Андрей Петров, автор вокальных произведений на стихи этих великих петербургских поэтов, сделал то же самое в музыке – для кинофильмов. Мелодии к фильмам «Я шагаю по Москве», «Берегись автомобиля», «Служебный роман», «Гараж», «Осенний марафон», «Жестокий романс», «Бедный, бедный Павел» звучат в сознании постоянным саундтреком к городской жизни, позволяют ощутить свою причастность к броуновскому движению мегаполиса – и одновременно почувствовать свою отдельность.
И, сколь ни упоительны симфонические и камерные произведения Петрова, его знаменитый балет «Сотворение мира» по рисункам Жана Эффеля (1971), симфония-фантазия «Мастер и Маргарита» (1987), награжденная Госпремией, его опера «Петр I» (1975, тоже Госпремия), вокальные циклы, концерты для фортепиано и струнных инструментов и джаз, россияне знают композитора прежде всего как автора музыки к картинам Данелии, Рязанова, Германа. Эта музыка не просто усвоена национальным сознанием, но и почти встроилась в ДНК. За рубежом же Петрова знают прежде всего благодаря Михаилу Барышникову, танцевавшему в «Сотворении мира», и хореографу-революционеру Борису Эйфману, сделавшему балет «Мастер и Маргарита» на музыку композитора. В мировом кино Петров известен как автор музыки к советско-американскому фильму «Синяя птица» 1976 г с Элизабет Тейлор.
Петров с юности собирался быть прежде всего кинокомпозитором. В 15 лет, в 1945 г, когда юный Андрей уже вернулся со своей семьей из эвакуации в родной Ленинград, он был ошеломлен знаменитым фильмом «The Grand Waltz» - «Большой вальс» Дювивье. В ту пору взрослые и дети распевали адаптированные для кино вальсы Штрауса, подростки были влюблены в звезду ленты Милицу Корьюс. В сонме музыкальных кинобогинь были также Дина Дурбин, Марлен Дитрих, Марика Рекк.
Это увлечение киномузыкой и влюбленность в актрис музыкального кино впоследствии привело Петрова в Ленинградскую консерваторию. А в 31 год он напишет свою первую музыку для кино – для «Человека-амфибии» по фантастической повести Беляева (режиссеры Казанский и Чеботарев). Эта лента била рекорды кинопроката – конечно, не только из-за «саундтрека», но и из-за латиноамериканской экзотики и красивейшего ансамбля артистов: Владимира Коренева, Михаила Козакова, Анастасии Вертинской.
До первой киномузыки Петров написал в 1954 г. симфоническую поэму «Радда и Лойко» по романтическому «цыганскому» рассказу Горького «Макар Чудра», а также балет «Берег надежды» (1958). Балет тут же был поставлен в Мариинке, тогда называвшейся Театром оперы и балета им. Кирова. Так случилось и с остальными музыкально-сценическими работами Петрова. Музыка его постоянно звучала и в драматических постановках – в «Бегущей по волнам» по роману Александра Грина, «Легенде об Уленшпигеле» Шарля де Костера, «Гамлете», «Отелло», «Трех сестрах», «Вишневом саде», «Шуте Балакиреве».
Петров не был замечен ни в ярых творческих бунтах, ни во фрондерстве. И, тем не менее, всегда высказывался в творчестве, как хотел. Возможно, не всегда удачно - например, в «Старых клячах» Рязанова, где композитор сработал грубовато – в диссонансе с прежними безукоризненно выверенными киномелодиями.
Испытывают ли кинокомпозиторы вину перед классической музыкой в том, что предпочли популярное искусство? Очевидно, есть такой комплекс. И многие талантливые кинокомпозиторы все же отдают сочинительскую дань симфонической музыке, балетам и операм, сознавая при этом, что академическая часть их наследия все равно не затмит их киномузыку. Тут можно вспомнить Алексея Рыбникова, автора мелодий к кинолентам Рязанова, Лунгина, Хотиненко и Эдуарда Артемьева, сочинявшего музыку для картин Тарковского, Кончаловского и Михалкова. И Петров, и Рыбников, и Артемьев писали музыкально-сценические произведения. И даже получили премии и благословения композиторов-классиков. Андрея Петрова хвалил его великий коллега и земляк Дмитрий Шостакович, который отмечал многожанровость творческого мышления своего младшего современника.
И все же, очевидно, у Петрова оставалось чувство долга перед классикой. И он в конце 1970-х – начале 1980-х отвлекся от претворения в музыку пульса мегаполиса, приглушил суетные городские ритмы - и написал балет «Пушкин» (1978) и оперу-феерию «Маяковский начинается» (1983), напомнив современникам русскую и советскую историю и подчеркнув, что «прекрасное должно быть величаво». Кстати, пушкинскую тему Петров избрал и для мюзикла: «Капитанская дочка», музыку к которому композитор сочинил в тандеме с дочерью Ольгой, тоже композитором, для Бостонской консерватории. В 2002 г мюзикл появился в США, а на следующий год – в России.
Однако выполнение «долга» перед классикой этим не ограничилось. В 2002 году Андрей Петров представил свои киномелодии в симфонической версии – развернул музыкальные зарисовки к известным картинам до полноценных пьес, в которых звучали «академические» инструменты, арфа и виолончель. Программа называлась «Уличные мелодии в смокингах». Так состоялся компромисс между высоким и земным. Сейчас, спустя 4,5 года после смерти мастера, искать подобный консенсус молодым композиторам помогает Всероссийский конкурс имени Андрея Петрова.
Можно долго рассказывать о том, каким рафинированным питерским интеллигентом был Петров, как чувствовал себя наследником изысканной петербургской культуры. Как руководил местным Союзом композиторов, как популяризировал классику на музыкальных фестивалях. Как верил в высокое предназначение музыки и переживал из-за ее превращения в «фастфуд», наскоро сготовленную и быстро поглощаемую «пищу». И все же главное в его биографии – то, что Андрей Петров в России, как Нино Рота в Италии, стал «датчиком» эпохи и «genius loci», записал в киномузыке «кардиограмму» современности.