ВАШИНГТОН, 2 сен - РИА Новости, Денис Ворошилов. Прямые переговоры между Израилем и Палестиной возобновятся в четверг в Вашингтоне.
Диалог об урегулировании двустороннего конфликта Израиль и палестинцы ведут с 1993 года с семилетним перерывом на "вторую интифаду" (2000-2007) и паузой длиной в полтора года, которая завершилась в мае 2010-го началом непрямых контактов при посредничестве США. Цель мирного процесса, с которой по меньшей мере на декларативном уровне согласны обе стороны, - создание независимого и жизнеспособного палестинского государства на землях, занятых Израилем в ходе Шестидневной войны 1967 года.
Встреча представителей Израиля и ПНА пройдет в здании госдепартамента США при повышенных мерах безопасности. Пресс-служба госдепартамента попросила журналистов собраться не позже, чем за два с половиной часа до начала встречи. Откроет переговоры госсекретарь США Хиллари Клинтон.
"Госсекретарь откроет встречу главы ПНА Махмуда Аббаса и премьера Израиля Биньямина Нетаньяху кратким выступлением в 10.00 четверга (18.00 четверга по московскому времени)", - сообщает пресс-служба госдепа.
И США, и договаривающиеся стороны полны оптимизма относительно результатов диалога. Выступая в Белом доме в среду, президент США Барак Обама объявил, что и Аббас, и Нетаньяху не исключили возможности достигнуть результатов на переговорах в течение года.
По словам президента, он также услышал от обеих сторон подтверждения того, что они разделяют мнение о политике "двух государств" как наиболее рациональном пути решения проблемы в регионе.
"Стороны должны использовать эту уникальную возможность (достигнуть договоренностей), так как такой момент может повториться нескоро. Нельзя допустить, чтобы он был упущен", - сказал американский президент. Позже на совместной пресс-конференции слова Обамы подтвердил и Аббас.
В свою очередь Нетаньяху заявил, что Тель-Авив готов обсуждать мирное урегулирование сложившейся ситуации.
"Мы поставили своей целью достижение мира между израильтянами и палестинцами. Мы стремимся к миру, который навсегда прекратит конфликт. Если у нас не будет мира, от этого проиграют все. Нам не нужны краткосрочные передышки между вспышками террора", - сказал Нетаньяху на пресс-конференции в Белом доме, назвав при этом Аббаса "мой партнер по мирному урегулированию".
Вместе с тем СМИ и экспертное сообщество сдержанно оценивают перспективы переговоров. Отчасти с этой позицией заочно согласился и сам Обама, отметив в своем выступлении, что процесс урегулирования будет непростым и долгим.
"Мы не испытываем иллюзий. Годы недоверия не могут быть в одночасье забыты. Тяжелая работа только начинается. Нельзя исключать любого развития событий: как успеха, так и провала. Но об одном можно сказать точно: если мы не используем сейчас представившиеся возможности, провала нам не избежать", - заявил Обама в среду.
Газета Washington Post отмечает, что на пути к окончательному урегулированию есть слишком много преград.
"Есть слишком много затруднений на пути к успеху. В частности, до конца не ясна судьба 10-месячного моратория на поселенческую деятельность на Западном берегу, истекающего 26 сентября. Палестинцы рассматривают строительство поселений как ключевое препятствие для создания своего государства. К тому же Нетаньяху не обладает достаточной поддержкой в своем правительстве для продления моратория, а поселенческие сообщества могут в свою очередь сопротивляться, если решение об этом будет принято. Вместе с тем Аббас заявляет, что не будет вести переговоры, если Израиль не остановит поселенческую деятельность", - отмечает издание.
Согласен с газетой и аналитик американского исследовательского института "Совет по международным отношениям" Роберт Данин.
"Мы находимся в неудачной ситуации, когда США чувствуют большую необходимость урегулирования, нежели сами стороны. Обе стороны лишь хотят избежать обвинений в том, что процесс не продвигается. Для меня вопрос заключается в том, насколько далеко Нетаньяху готов пойти (на переговорах) и на что согласится Аббас", - рассказал Данин, который ранее был американским представителем в составе "квартета" по ближневосточному урегулированию.
О том, что США и дальше останутся некой стимулирующей и стабилизирующей силой, говорят и другие участники процесса. В частности, король Иордании Абдалла Второй, который также принимал активное участие в подготовке предстоящих переговоров и возобновлении непрямых контактов, напрямую попросил президента США стать фактическим гарантом продолжения процесса.
"Урегулирование нуждается в поддержке со стороны США как посредника и партнера. Господин президент, мы нуждаемся в вас как честном партнере, примирителе и партнере. Если наши надежды (на мир) вновь рухнут, цена этой неудачи будет слишком высока для нас всех", - сказал Абдалла Второй на пресс-конференции в Вашингтоне в среду.
Реализация консенсусной формулы "два государства для двух народов", которая принята за основу переговорного процесса, требует решения комплекса промежуточных вопросов, которые и составляют предмет переговоров. К основным из них, включая проблемы постоянных границ, Иерусалима и беженцев, стороны подходят с разных, зачастую с диаметрально противоположных позиций.
Апеллируя к резолюциям ООН, палестинцы требуют от Израиля уйти к довоенным границам 43-летней давности, освободить Восточный Иерусалим со святынями Храмовой горы и весь Западный берег реки Иордан, демонтировать более сотни еврейских поселений, в которых живут более 300 тысяч израильтян, и допустить к себе миллионы разбросанных по миру палестинских беженцев. Ссылаясь на изменившиеся демографические реалии и соображения безопасности, приводя доводы исторического и религиозного характера, Израиль доказывает невозможность восстановления границ 1967 года, отказывается делить Иерусалим, аннексированный и провозглашенный "единой и неделимой" столицей еврейского государства, отрицает право беженцев-палестинцев на возвращение. Будущее палестинское государство видится израильтянам демилитаризованным и лишенным контроля над своими внешними границами.
В экспертном сообществе распространено мнение, что при нынешних парадигмах подобный клубок противоречий вообще не может быть распутан, поскольку "максимум тех уступок, на которые способно пойти любое израильское правительство, не совершив при этом политического самоубийства, заведомо меньше того минимума, на который могут согласиться палестинцы". Тезис, сформулированный бывшим главой Совета национальной безопасности Гиорой Айлендом в эпоху доминирования лево-центристов на политической сцене Израиля, тем более актуален для нынешнего кабинета Биньямина Нетаньяху, где преобладают правые партии, включая поселенческое лобби, и откровенно звучат призывы отказаться от форсированного урегулирования конфликта в пользу сохранения "статус-кво".
Новый раунд ближневосточного миротворчества осложнен и внутриполитической ситуацией на палестинских территориях, которые четвертый год живут в условиях раскола и двоевластия. Визави Нетаньяху, глава Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас контролирует только Западный берег реки Иордан. В полуторамиллионном секторе Газа власть принадлежит исламистскому движению ХАМАС, которое отказывается признавать право Израиля на существование и настаивает на продолжении вооруженного сопротивления. Именно боевики ХАМАС взяли ответственность за расстрел во вторник на Западном берегу машины с четырьмя еврейскими поселенцами.
Приглашая израильтян и палестинцев к столу переговоров, "четверка" ближневосточных посредников (ООН, ЕС, Россия и США) выражает уверенность в том, что конфликт может быть урегулирован в течение года. Подобные сроки назывались и раньше. Меморандум Уай-Ривер, под которым стоят подписи Нетаньяху и первого палестинского лидера Ясира Арафата, предполагал установить мир в регионе в 1999 году, в "дорожной карте", кодифицированной в форме резолюции ООН, значился 2005-й, с трибуны Аннаполиса звучал 2008-й.