ЛОНДОН, 1 сен - РИА Новости, Елена Пахомова. Бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр рассказал в своих мемуарах, которые появились в продаже в среду, о том, почему не должен был допускать Гордона Брауна к премьерскому креслу, о том, как снимал стресс алкоголем и как помогал королевской семье после смерти принцессы Дианы.
Долгожданные воспоминания бывшего главы британского кабинета министров "Путешествие" (A Journey) вышли в свет 1 сентября одновременно в Соединенном Королевстве, Канаде и США. Блэр заключил контракт на публикацию своих воспоминаний с крупнейшим мировым англоязычным издательством Random House в 2007 году, несколько месяцев спустя после ухода с поста премьера. Экс-хозяин премьерской резиденции на Даунинг-стрит, 10, работал над книгой самостоятельно, без помощи других авторов. После того, как мемуары появятся в книжных и онлайн-магазинах, Блэр отправится в мировое турне для их презентации, а позже представит книгу и в аудиоформате.
Наибольший интерес уже заранее вызывали три темы - что напишет Блэр об отношениях со своим преемником, бывшим канцлером Казначейства и теперь уже также бывшим премьером Гордоном Брауном, о войне в Ираке и о том, как развивались события после известий о смерти "леди Ди".
О том, что отношения Блэра и Брауна никогда не были гладкими, говорить не приходится - на это уже неоднократно намекал и сам Блэр, да и история о том, что между политиками было заключено некое соглашение о разделе полномочий, уже давно не секрет.
Причина не самых доверительных отношений между ними давно витала в воздухе, ее Блэр и подтверждает - характер Блэра, открытый, активный, его стиль делать из политики шоу всегда резко контрастировал со сдержанностью, замкнутостью и сухостью Брауна.
"Политический расчет - да. Чувство политики - нет. Аналитический ум - безусловно. Эмоциональное восприятие - ноль", - пишет Блэр.
Считается, что между политиками существовало некое соглашение еще в середине 1990-х годов о том, что Браун не будет переходить дорогу Блэру в его стремлении стать лидером лейбористов в обмен на высокий пост канцлера Казначейства (министра финансов) в "теневом", а затем и в правящем кабинете министров. Блэр также якобы пообещал, что после нескольких лет уступит пост лидера Брауну. Победив на выборах 1997 года, Блэр оставался во главе партии и правительства до 2007 года.
Оглядываясь на прошедшие годы, Блэр сенсационно признает, что, возможно, не должен был допускать того, чтобы Браун возглавил правительство, "но тогда уволить его (Брауна) было невозможно". Экс-премьер говорит о том, он был под постоянным персональным давлением со стороны Брауна, который иногда был "невыносим", но тем не менее считал и продолжает считать его "блестящим" специалистом, которому на посту министра финансов равных в партии тогда не было.
"Сейчас, оглядываясь на годы его премьерства, легко говорить о том, что я не должен был этого допустить. В то время это было практически невозможно", - отмечает он.
Диана
"Я чувствовал, что должен был защитить монархию от себя самой", - пишет Блэр о времени после трагической гибели принцессы Дианы.
После похорон, Блэр провел неделю в королевской шотландской летней резиденции в замке Балморал по приглашению королевы Елизаветы Второй. Тогда королевская семья столкнулась с бурным общественным обсуждением того, что премьер говорил им что делать и как вести себя, чтобы не потерять лицо.
Блэр не только не отрицает этого прямо, но и косвенно подтверждает свою роль в этой истории. Без лишней скромности он говорит о том, что после извести о кончине принцессы начал "направлять" ситуацию, чтобы в нужном русле формировать общественную реакцию.
В Балморале Блэр действительно провел немало времени, обсуждая ситуацию с королевой, хотя тогда оба они еще плохо знали друг друга и общение было несколько напряженным. "Я говорил страстно о том, что мы должны внимать урокам, которым учит нас жизнь. Я боялся, что выгляжу слишком самоуверенным, потому что она была несколько высокомерна", - пишет Блэр.
О напряжении и алкоголе
Находясь в Балморале, Блэр чувствовал себя не очень комфортно, а потому, признается он сам, снимал напряжение "стаканчиком".
Тема алкоголя как "поддержки" и метода снятия стресса, стала чуть ли не самым ярким моментом, замеченным пока в книге Блэра. Хотя до пьянства дело не дошло и ситуация "была под контролем", сам экс-премьер признает - "это наркотик, от влияния которого сложно избавиться".
"Конечно, по нынешним стандартам, я даже отдаленно не был пьяницей, я не позволял себе выпивать во время обеда. За исключением праздничного рождественского, но надо признать, что по объемам потребляемого в неделю алкоголя я был на грани", - констатирует он.
Поиск виноватых
Говоря о еще одной болезненной теме - иракской военной кампании - Блэр сенсаций не делает. Экс-премьер уделяет внимание даже не прошлым событиям, а тому, как они интерпретируются сегодня.
"Иракское расследование (британского участия в войне) неизбежно превратилось в суд по поиску плохих и хороших", а не в попытку извлечь уроки, считает Блэр. Сам экс-премьер, давая в начале года свидетельские показания перед иракской комиссией, уже отстаивал свое решение и оправданность кампании по свержению строя Саддама Хусейна.
Все попытки разобраться и найти виновных, по его мнению, все вопросы расследования, которые вызывают у него раздражение, не могут сравниться с теми "слезами от трагичных новостей" о каждом новом погибшем.
"Я очень сожалею обо всех, об отобранных жизнях, я сочувствую семьям, чье горе усугубляется тем разборками, которые сейчас происходят вокруг их погибших близких", - отмечает бывший премьер-министр Великобритании.
Сам Блэр в день выхода своей книги находится за много километров от Великобритании - в США. Это, скорее всего, помогло избежать массовых антивоенных забастовок, которые неминуемо бы сопровождали презентацию книги в Соединенном Королевстве.
Однако 8 сентября Блэр все же, как планируется, лично презентует мемуары в Лондоне.
Книге стабильно пророчат статус бестселлера. Достигнет ли она его, покажет лишь время. Между тем мемуары другого видного лейбориста, долгие годы работавшего с Блэром, бывшего министра по делам бизнеса и предпринимательства лорда Питера Манделсона, вышедшая в середине лета, продержалась в топе продаж недолго - уже две недели спустя книжные магазины уценили книгу вдвое.