Первого сентября, в День знаний, в Год учителя, столичный департамент образования решило поучить школьников патриотизму. А заодно, видимо, проверить на патриотизм педагогов. Первый урок нового учебного года в московских школах должен быть посвящен теме «Великие победы российского народа».
Тема прекрасная. Форму проведения урока чиновники разрешили выбирать самим школам. Однако на всякий случай разослали им свои методические рекомендации. Понятно, что бумага эта - бюрократическая. Документ написан на специфическом языке, который Корней Чуковский в свое время удачно обозвал «канцеляритом». Вот, например: «Слово «победы» в названии темы урока носит весьма широкий контекст и не ограничивается только военными победами страны и людей. Данное понятие отражает победы в разных сферах, и в разные эпохи, победы, имеющие мировое, национальное значение и победы личные, вливающиеся в общий поток побед россиян».
Откровенно говоря, достаточно трудно продраться сквозь эти рекомендации. Что имеются в виду под «военными победами страны и людей», например? Со страной все ясно, а вот вторая часть - это, очевидно, подвиги отдельных героев. Но почему бы так прямо не сказать?
Впрочем, это не так уж страшно. В конце концов, эти бумаги предназначены не ученикам, а учителям. Они привыкли и не к таким бюрократизмам и наверняка сумеют найти свои слова, чтобы все это изложить в доступной форме даже первоклассникам. Смущает другое.
Дело в том, что к рекомендациям прилагается, так сказать, «перечень побед», причем, как и предписано чиновниками, в самых разных сферах и в разные эпохи. Есть там пункты, которые не вызывают никаких сомнений и вопросов: Полтавская битва, сражения Великой Отечественной или открытие периодической системы элементов Менделеевым. Безусловные победы, которыми можно и нужно гордиться.
Есть и весьма удивительные положения, которые невозможно было представить себе в советских школах: духовный подвиг Сергия Радонежского или деятельность канцлера Горчакова, характеризующаяся как «дипломатические победы». Это тоже невозможно оспорить, ибо роль Преподобного Сергия в истории становления княжества Московского переоценить трудно, а князь Горчаков действительно был выдающимся дипломатом.
Другое дело, что Горчакову не удалось добиться дипломатических успехов на Берлинском конгрессе после выигранной русско-турецкой войны 1877-1878 года, а вот Сергей Витте после безнадежно проигранной русско-японской сумел выторговать весьма почетный мир для Российской империи. Ну а о недвусмысленных победах советской дипломатии времен Чичерина, Литвинова, да и, что греха таить, Сталина с Молотовым в 1943-1945 годах школьникам решили не напоминать. Слишком уж неоднозначно и противоречиво складывается в наши дни отношение к той эпохе.
Однако в других случаях составители методических рекомендаций двусмысленности и противоречивости не испугались. Более того, некоторые пункты как будто эксгумированы в неизменном виде из школьной программы советских времен.
Взять хотя бы знаменитое Бородино. Его, как водится, включили в список побед российского оружия. Однако гораздо корректнее было бы заменить эту битву более масштабным историческим событием - Отечественной войной 1812 года. Так и широкий контекст создается. Потому что само Бородинское сражение числят среди своих побед и французы, у них оно называется «битва при Москве» и значится в наполеоновском мемориале наряду с Аустерлицем.
В мою бытность школьником я об этом не знал, но поставил в тупик незадачливую учительницу истории, когда спросил: как же так вышло, что после победы при Бородино - а оно нам именно так преподносилось - армия победителей отступила и впустила врага в Москву? Не помню, каков был ответ. Скорее всего, в стиле педагогов из пресловутого сериала «Школа»: «Не надо умничать!» Но подобный вопрос может возникнуть и у сегодняшних пытливых старшеклассников. Зачем вносить путаницу в их недозрелые умы? Ведь на самом деле, Бородинская битва закончилась вничью, если позволительно тут прибегнуть к спортивной терминологии.
Кстати, о спорте. В перечне побед спортивные достижения советских и российских атлетов занимают достойное место. Однако и тут вкралась неувязочка. Среди побед упоминается хоккейная серия СССР - Канада 1972 года. Славная была серия, что и говорить. Незабываемое состязание двух совершенно разных хоккейных стилей. Хотя я тогда был 12-летним подростком, до сих пор его помню (к сожалению, в современном хоккее полностью восторжествовал туповатый силовой стиль НХЛ, что лишает его былой привлекательности, на мой взгляд, но сейчас не об этом).
Но в спорте понятие «победа» в серии матчей - очень конкретное. Тут нет места для интерпретаций. Так вот, ту суперсерию все-таки выиграли канадские профессионалы: они одержали четыре победы при одной ничьей и трех поражениях. Да, они встретили достойный отпор, которого поначалу не ожидали, и дважды проиграли на своих непривычных для советских хоккеистов площадках. Да потом выиграли три встречи в Москве...
Триумфа заокеанского хоккея не получилось. Соперники были равны и достойны друг друга. Но зачем же обманывать нынешних московских школьников, которые теперь запросто могут узнать всю реальную информацию из Интернета, которым владеют зачастую лучше, чем учителя? Понятно, что в советское время результаты второго, московского, этапа суперсерии не афишировались, а упор делался на победах в Канаде. Но времена меняются, и нет никакой нужды в таких мелких фальсификациях. Тем более, что сборная СССР по хоккею одержала множество несомненных побед на чемпионатах мира и Олимпиадах...
Да и в перечне научно-технических побед отнюдь не все ладно. Наряду с полетом Юрия Гагарина и великими открытиями Сергея Королева там есть, например, изобретение радио Александром Поповым, который был, безусловно, великим ученым, ему нельзя не отдать должное, да вот только не считается он изобретателем радиоприемника. Параллельно с ним к таким же результатам пришли другие - итальянец Гульельмо Маркони и американец Никола Тесла.
Они потом долго судились из-за «права первородства». В СССР, конечно, могли не обращать внимания на эти «уродливые проявления мира чистогана» и поднимать на щит «своего» Попова, который ни в коей мере не несет за это ответственности. Но зачем же повторять худшие традиции былых времен? Те традиции, которые сам же советский народ - автор неизвестен - охарактеризовал хлесткой фразой «Россия - родина слонов».
Не стоило бы превращать первый урок нового учебного года в урок ура-патриотизма и пытаться внушать подрастающему поколению, что россияне всегда и во всем были первыми, единственными и неповторимыми. Тем более, что во всем мире признано, что выходец из России Владимир Зворыкин был подлинным отцом телевидения, а наш авиаконструктор Игорь Сикорский изобрел вертолет. Да, они оказалась эмигрантами. Но разве сегодня это имеет какое-нибудь значение?
Ей-богу, в нашей истории хватает истинных побед, и военных, и научных, и любых других. Нет никакого смысла в приписках и искажениях исторической истины. Они только наносят ущерб главному тезису методических рекомендаций: «Результатом урока должно стать подведение школьников к выводу - Россия имеет славную историю, россияне могут ей гордиться и говорить о себе как о народе-победителе».
Тем более, что практически любой школьник, особенно московский, который всерьез заинтересуется темой «великих побед российского народа» имеет возможность поверить «алгеброй» красивую «гармонию», изложенную учителями. Как заметил президент Медведев на заседании Госсовета 31 августа, «таковы издержки информационного общества». И чиновникам из департамента образования не следовало бы об этом забывать.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции