МОСКВА, 1 сен - РИА Новости. Требуемый уровень открытости и сотрудничества с МАГАТЭ отвечал бы интересам Ирана, заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, выступая перед студентами МГИМО.
"Внесение ясности во все остающиеся вопросы иранской ядерной программы не только необходимо, но и отвечало бы, прежде всего, интересам самого Ирана", - подчеркнул глава МИД РФ.
Он также отметил, что большая ответственность лежит и на участниках "группы шести".
"Здесь мы исходим, прежде всего, из той фундаментальной истины, что никакие проблемы современного мира не имеют силовых решений", - заявил Лавров.
По его словам, проблема иранской ядерной программы носит системный характер и касается, в том числе, несовершенства действующего режима нераспространения ядерного оружия.
"А стало быть, и подход к ее решению должен быть системным и обязательно основанным на международном праве", - добавил министр.
Он также отметил, что необходимо стимулировать переговорный процесс по иранской ядерной программе, так как санкции, как правило, не приводят к желаемым результатам.
"Надо трезво и честно проанализировать все возможные стратегии международного сообщества, прежде чем предпринимать какие-либо действия, которые сделают нас заложниками бесконтрольного развития событий. Договариваться в любом случае придется, и чем скорее мы займемся серьезными переговорами, тем лучше", - заявил Лавров.
В связи с этим глава российского внешнеполитического ведомства приветствовал недавнее подтверждение президентом США Бараком Обамой его линии на нормализацию отношений с Ираном.
"В Вашингтоне, судя по всему, понимают, что согласованные шаги по вовлечению Ирана в переговоры, в том числе по решению региональных проблем, позволят позитивно влиять на расчеты и намерения иранской стороны", - добавил министр.
При этом он отметил, что действия всех стран мирового сообщества должны быть солидарны и принятие односторонних санкций в этом вопросе недопустимо.
Ситуация вокруг ядерной программы Ирана обострилась после того, как 11 февраля президент Исламской Республики Махмуд Ахмадинежад заявил, что Тегеран произвел первую партию обогащенного до 20% урана и обладает потенциалом для производства урана с более высокой степенью обогащения. Он также сообщил о планах утроить производство низкообогащенного урана.
США и ряд других стран Запада обвиняют Иран в разработке ядерного оружия под прикрытием программы развития мирной атомной энергетики. Тегеран все обвинения отвергает, заявляя, что его ядерная программа носит исключительно мирный характер.
В октябре прошлого года "Венская группа" (Россия, Франция, США и МАГАТЭ) предлагала Ирану проводить дообогащение урана в России, однако тот, сославшись на ненадежность западных партнеров, потребовал, чтобы обмен проводился синхронно и на территории страны. Запад со своей стороны обвинил Тегеран в отсутствии гибкости и нежелании решить ядерный вопрос, что побудило США стать инициатором ужесточения санкций в отношении Ирана.
В середине мая этого года Иран, Турция и Бразилия заключили трехстороннее соглашение об обмене иранского урана на турецкой территории. Согласно документу, Тегеран должен отправить в Турцию 1,2 тонны своего низкообогащенного (3,5%) урана и в течение года получить взамен 120 килограммов обогащенного до 20% ядерного топлива.
На встрече с главой МАГАТЭ в начале июня представители России, США и Франции передали ему как отдельные письма, так и общий ответ, озаглавленный "Озабоченность относительно заявления, отправленного Ираном в МАГАТЭ". Глава Организации по атомной энергии Ирана Али Акбар Салехи подтвердил, что Тегеран получил ответ государств "Венской группы" на свои инициативы и в ближайшее время направит ответное послание в Вену.
Десятого июня 2010 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию, вводящую новые санкции в отношении Ирана в связи с его отказом свернуть работы по обогащению урана. Документ предусматривает санкции в отношении иранских банков за рубежом, если есть подозрение, что они имеют отношение к развитию иранской ядерной или ракетной программы. Кроме того, резолюция призывает проявлять бдительность при осуществлении транзакций с участием иранских банков, в том числе Центробанка, и содержит призыв - но не требование - к странам блокировать финансовые транзакции Ирана, в том числе в области страхования.
Накануне принятия резолюции президент Ирана заявил, что его страна не будет продолжать переговоры по урегулированию ситуации вокруг своей атомной программы в случае введения Советом безопасности ООН новых санкций в отношении Тегерана. Ахмадинежад назвал трехстороннюю договоренность с Турцией и Бразилией "последним шансом" для Запада урегулировать иранский ядерный вопрос.