Светлана Сметанина, для РИА Новости.
Новый учебный год 2010-2011, возможно, не станет переломным в системе российского школьного образования. Но именно в этом году начнутся серьезные изменения в программе обучения, которые в будущем должны будут привести к полной трансформации учебного процесса и самого понятия школьного образования. Правда, затронут эти новшества пока только первоклашек, и то не всех. С 1 сентября начинает действовать новый федеральный стандарт начального образования. Но пока еще в пилотном режиме – в тех российских школах, которые оказались к этому готовы. В Москве таких школ нашлось 180.
В чем принципиальное отличие нового образовательного стандарта от всех предыдущих, которых тоже было немало? По мнению Евгения Ямбурга, директора московского Центра образования № 109, в нем впервые предпринята попытка интегрировать учебные предметы, преподавать их не как отдельные науки, а как части единого целого. Такой способ обучения, при котором ребенок понимает, что все в этом мире взаимосвязано, и должен помочь ему не просто собрать багаж неких знаний, а постичь науку под названием «жизнь».
Именно с применением школьных знаний в реальной жизни у российских школьников главные проблемы, что подтверждают тесты PISA (Programme for International Students Assessment). Эти исследования, которые проводятся в разных странах мира раз в три года, проверяют не просто уровень знаний учеников по школьным предметам, а их умение оперировать этими знаниями в жизненных ситуациях. Например, в качестве проверки могут дать задание, касающееся какой-нибудь житейской проблемы, но для ее решения нужно суметь воспользоваться знаниями из области естественных наук. А при чтении главным результатом считается не скорость, а умение анализировать информацию, вычленять главное и отбрасывать второстепенное. Три года назад Россия заняла по результатам исследования 30-40 места из 57. Результат, мягко говоря, не блестящий. Чтобы изменить ситуацию, надо в первую очередь изменить подход к обучению.
Как это реально будет выглядеть на практике? Например, на уроке труда дети делают кукол из подручных материалов. Потом с помощью компьютера снимают мультфильм с участием своих кукол. Попутно пишут для него сценарий и сочиняют диалоги. А заодно слушают рассказ учителя об истории возникновения игрушек. Уже на этом небольшом примере понятно, что главный упор делается на индивидуальную работу ученика. Но также сразу видно и несколько заведомо слабых мест. Почти в половине российских школ отсутствуют теплые туалеты. Что уж говорить о компьютерах и другой современной технике.
Именно поэтому для внедрения стандарта выбрали наиболее благополучные с материальной точки зрения школы. Но даже им потребовалось дополнительное финансирование. Например, в Москве на эти цели было потрачено 400 миллионов рублей. По словам Елены Низиенко, директора департамента общего образования Министерства образования и науки, впервые в стандарте начального образования четко прописано, в каких условиях должен вестись образовательный процесс. Это и соответствие всем санитарно-гигиеническим нормам (те же теплые туалеты), и бытовые условия (например, наличие комнат для психологической разгрузки учителей).
Для того, чтобы новый стандарт по-настоящему заработал, в школе должна быть создана полноценная информационная среда с доступом в Интернет и современной библиотекой. Также упоминаются лаборатории для проведения исследовательских работ, возможности для проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением. И даже техника для аранжировки музыкальных произведений.
Само упоминание о создании необходимых условий для учебы – уже поистине революционный шаг для российской системы образования, которая всегда была озабочена лишь требованиями к учителю и ученику. Пока такие идеальные условия создали для 200 тысяч первоклашек по всей стране из почти полутора миллионов. Но начиная со следующего учебного года стандарт должен стать обязательным для всех. А перечисленные в нем условия – нормой жизни. Кто обеспечит под него необходимую материальную базу? Пока ответа нет.
Другой не менее, а может и более важный момент – подготовка учителя. Много ли российских педагогов готовы стать не просто «передатчиками» знаний, а творцами учебного процесса? «В новом стандарте многое будет зависеть от самостоятельной деятельности учителя. Нет больше обязательного минимума, когда любое отклонение от программы карается. Есть требования к структуре программы и к результату обучения. А содержательную часть программы учебное заведение может формировать самостоятельно», - объясняет Ирина Абанкина, директор Института развития образования ГУ-ВШЭ.
В новом стандарте вводится такое понятие, как внеурочная деятельность – 10 часов в неделю. Это значит, что образование должно выйти за порог школьного класса. Например, если на уроке учитель рассказывает о видах растений или птиц, значит, во время внеурочного занятия он должен повести детей в ближайший парк на экскурсию, чтобы показать эти растения в природе. Если речь идет об искусстве, значит, один из уроков пройдет в музее. Как построить эту внеурочную деятельность - целиком зависит от творческой фантазии преподавателя и его способности выйти за рамки учебного процесса. Причем важный момент – это не дополнительные занятия, а часть обязательной программы, которая оплачивается государством.
Чтобы проводить такие занятия, педагоги сами должны многому научиться. Поэтому в течение этого лета учителя, занятые в эксперименте, прошли обучение на специальных подготовительных курсах. Видимо, к следующему году такую переподготовку придется пройти и всем остальным учителям начальных школ.
Еще один важный момент – вовлеченность родителей в учебный процесс. По мнению Ирины Абанкиной, «органам общественного самоуправления будет отводиться все более важная роль в учебном процессе». Это значит, что родители смогут сами влиять на формирование учебной программы. «Если родительский совет сочтет необходимым больше времени уделять какому-то конкретному предмету, значит, педагог должен учесть их пожелания и соответствующим образом перестроить программу», - считает Ирина Абанкина. Опять же, все эти изменения не требуют дополнительной оплаты родителями.
И наконец, родители смогут контролировать результаты обучения своего ребенка. Для этого им нужно всего лишь внимательно прочесть новые стандарты начального образования, где четко указано, какими знаниями должен обладать ученик после окончания начальной школы. Например, что касается иностранного языка, ребенок должен понимать на слух речь учителя, одноклассников, участвовать в элементарном диалоге, составлять небольшие описания предмета. Если родители считают, что этих знаний у ребенка нет, это уже повод, чтобы обратиться в соответствующие надзорные органы.
«Новые стандарты начального образования – это, безусловно, шаг вперед, то, что можно назвать «живая школа», - уверен Евгений Ямбург. Теперь нужно сделать следующий шаг – подготовить стандарты для общеобразовательной школы. Такой проект уже есть, но пока он вызвал в основном негативные отклики у всех участников образовательного процесса. Главная претензия – слишком много общих слов, нет конкретики, а главное - непонятно, кто будет обеспечивать материальную базу для перехода на новые стандарты (а ведь это гораздо более высокий уровень затрат, чем для той же начальной школы).
Из этого следуют вполне логичные опасения, что значительную часть образовательных услуг родителям придется оплачивать самим. Или не оплачивать и довольствоваться минимумом. Но пока у государства еще есть время, чтобы подготовиться – те четыре года, что будут учиться по новым стандартам нынешние первоклассники. Иначе сегодняшние правильные и очень нужные нововведения просто не имеют смысла.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции