Новгородская область выделила 1 миллион рублей на продолжение реставрационных работ в церкви Успения Богоматери на Волотовом поле. Реставрация храма началась в 2001 году по российско-германскому проекту. В 2003 году церковь была восстановлена. После этого начались работы по возрождению ее живописи.
Согласно Новгородской летописи, церковь Успения была построена в 1352 году архиепископом Моисеем в монастыре на Волотовом поле, в пяти верстах к востоку от Новгорода. Под 1363 годом летопись сообщает о росписи Успенского храма.
В 1386 году при вступлении полков Дмитрия Донского в Новгород монастырь на Волотовом поле несколько пострадал от пожара. В начале XVII века шведские войска разоряли окрестности Новгорода. Храм Успения уцелел, его росписи остались неповрежденными.
Церковь Успения представляла собой кубический четырехстолпный одноглавый храм с одной низкой апсидой (выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом), хорами в западной части и двумя притворами (с западной и северной сторон). Все своды коробовые. Покрытие трехлопастное. Фасады были завершены двухуступчатыми трехлопастными арками. Барабан украшал аркатурный пояс (архитектурное украшение в виде небольших арок из колонн, прилегающих к стене), стена апсиды венчалась карнизом. Западные столбы были скруглены в нижней части. Все порталы имели полуциркульное завершение. Западный и южный входы в храм запирались изнутри засовами. Единственным входом, отворяемым снаружи, был северный служебный. Он открывался в притвор, который появился в процессе строительства храма. Западный притвор был построен не позднее 1363 года. Стены церкви украшали около 200 фресковых композиций.
За 650 лет существования памятник неоднократно перестраивался, при этом интерьер церкви Успения оставался почти без изменений. Церковь Успения была отремонтирована в 1630 году и около 1700 года.
В ХVII веке на северном притворе, превращенном в "полатку кладовую", была сооружена четырехстолпная звонница. Тогда же древнее трехлопастное покрытие церкви (очевидно, из лемеха) было переделано на четырехскатное тесовое, которое "возобновлялось" в 1740 и 1839 годах с конструктивными изменениями. В ХVП веке прямоскатную тесовую кровлю получили также апсида и западный притвор. В 1740 году на барабане установили небольшую барочную главку с крестом.
Храм стал прообразом многих новгородских архитектурных памятников XIV-XV вв. К августу 1941 года это был один из самых полных ансамблей монументальной живописи Новгорода.
В первые месяцы Великой Отечественной войны 1941 1945 гг. уникальный православный храм в окрестностях Великого Новгорода оказался на линии обороны советских войск и попал под прямой обстрел немецкой артиллерии. Здание было почти полностью уничтожено. Фрески, написанные в нем неизвестным автором на площади около 350 квадратных метров, обрушились от сотрясения воздуха во время бомбардировок, а стены упали позже, похоронив под руинами росписи. Сохранился только контур стен и столбы на высоту от двух до четырех метров.
В 1955 года остатки церкви были законсервированы. Церковь снаружи была полностью освобождена от завалов грунта и строительного мусора. Северный придел был расчищен внутри. Уцелевшие остатки стен высотой от одного до четырех метров были надстроены до одного уровня. Объемы здания были перекрыты вальмовыми крышами с верхом из оцинкованного железа.
Несмотря на консервацию, монументальная живопись считалась утерянной.
14 декабря 1992 года церковь Успения Богоматери на Волотовом поле была включена в список памятников Всемирного наследия ЮHЕСКО. Всемирную известность храм приобрел благодаря не только архитектурным достоинствам, но и фрескам неизвестного автора, которые, по оценке академика Дмитрия Лихачева, являются "ключевыми для понимания русской культуры XIV века".
Новгородские реставраторы приступили к работе в памятнике в августе 1993 года. Тогда их главной задачей было разобрать завал и извлечь фрагменты фресок. Реставраторы через сито вручную просеивали тонны камней, земли, мусора, чтобы собрать все крохи былого величия.
Несмотря на скудное финансирование, работы не прекращались ни на один сезон. За семь летних сезонов под слоями завалов российские реставраторы нашли тысячи фресковых фрагментов размером от нескольких сантиметров до нескольких миллиметров. Полвека фрески пролежали под обломками стен, разрушаясь из за сырости.
В 2001 году правительство ФРГ предложило профинансировать какой нибудь объект, который разрушила Германия во время Великой Отечественной войны, и выбор пал на Волотово.
В июне 2001 года между Министерством культуры России, Администрацией Новгородской области, Комитетом культуры, кино и туризма Новгородской области, с одной стороны, и Министерством культуры ФРГ и Обществом международного взаимопонимания — с другой, было подписано Соглашение об оказании безвозмездной помощи в восстановлении церкви Успения. Дарителем необходимых финансовых средств выступил немецкий нефтегазовый концерн "Винтерсхал АГ".
Реставрация древнерусского храма началась в 2001 году. Торжественное открытие полностью восстановленного храма состоялось в августе 2003 года. Успенская церковь на Волотовом поле была воссоздана руками российских мастеров по образцу прежней церкви, после чего началось восстановление уникальной фресковой живописи.
Возрождением монументальной живописи занимаются специалисты мастерской "Фреска". Руководит ими заслуженный работник культуры РФ, реставратор первой категории Тамара Анисимова.
Реставраторы заново собирают фрески из 1,7 млн. обломков различных размеров. Как показали исследования, значительная часть живописи, упавшей со стен от вибрации, рассыпалась в пыль или распалась на мельчайшие фрагменты от полувекового лежания "лицом вниз" на земле. Но сохранились фотографии фресок храма Успения на Волотовом поле, сделанные в 30 е годы ХХ века, акварели и карандашные зарисовки декора.
Специалисты надеются возродить от 50% до 80% монументальной живописи. А то, что "реанимации" не подлежит, окрашивается тонированным левкасом. Дописывать утраченные фрагменты реставраторы не станут.
Основная работа по реставрации живописи на фрагментах заключается в поиске стыкующихся между собой фрагментов. Собрать фрески реставраторам помогают компьютерные технологии. Программа уникальная, единственная в мире.
Первые спасенные специалистами фрески были возвращены на их прежние места в церкви летом 2008 года. Это были фреска мученика Прокопия с орнаментом, композиция с изображением двух неизвестных мучениц, а также фрагменты храмового "полотенца" (орнамента). В 2009 году в церковь были возвращены фреска "Сон Иакова" и "медальоны" с изображениями мучеников Никиты и Иосафа.
Главным событием 2010 года стало возвращение в церковь фресок с изображениями архангела Михаила и пророка Захарии, площадь которых составляет около четырех квадратных метров.
Фрески смонтированы в тех самых местах, где они находились до обрушения, и открыты для показа.
В монтаже монументальной живописи участвуют специалисты из Германии.
После окончания реставрации церковь Успения Богоматери на Волотовом поле станет историко архитектурным музеем.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников