Рейтинг@Mail.ru
Кому выгоден труд мигрантов? - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кому выгоден труд мигрантов?

© РИА Новости / Юрий Стрелец | Перейти в медиабанкВ будущем году приехать на работу в Москву по квоте смогут до 200 тысяч человек.
В будущем году приехать на работу в Москву по квоте смогут до 200 тысяч человек.
Читать ria.ru в
Дзен
Квоты, которые должны регулировать количество иностранных работников в стране, уменьшаются, но они не влияют на реальную численность трудовых мигрантов в стране. Дело не только в том, что труд гастарбайтеров оказывается выгоден слишком многим.

Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.

Квоты, которые должны регулировать количество иностранных работников в стране, уменьшаются, но они не влияют на реальную численность трудовых мигрантов в стране. Дело не только в том, что есть масса способов обойти установленные ограничения, но и в том, что труд гастарбайтеров оказывается выгоден слишком многим.

Бесполезные квоты

В будущем году приехать на работу в Москву по квоте смогут до 200 тысяч человек. Об этом на днях заявил руководитель столичного департамента занятости населения Олег Нетеребский. «В 2010 году была установлена квота в 250 тысяч человек. Уже выдано 150 тысяч разрешений на работу», - сказал чиновник. Это на 142 тысячи меньше, чем годом ранее. Уменьшая квоты, столичное правительство надеется на постепенное сокращение числа иностранных работников и замещения их на граждан России. Квоты на привлечение трудовых мигрантов сокращаются по всей стране: в 2009 году их число достигало 2 млн, а в 2010 – уже лишь 1,25 млн.

В действительности сокращение квот, разрешающих иностранцам работать легально, не способно уменьшить число гастарбайтеров. По экспертным оценкам, в Москве трудится не менее 2 млн работников с иностранными паспортами. Большая часть из них – из стран бывшего СССР. Причем три четверти гастарбайтеров работают незаконно, то есть у них нет либо регистрации, либо разрешения на работу. Их услуги востребованы в первую очередь в сфере строительства, торговли, ЖКХ, общепита и в транспортных компаниях. Суммарное число трудовых мигрантов в России, опять же по экспертным оценкам, может достигать 15 млн человек.

Сейчас у иностранца в России есть масса способов получить работу вполне легально. К примеру, вступившие в силу 1 июля 2010 года поправки в закон о миграции позволили трудиться вне квот высококвалифицированным специалистам. Как пояснил РИА Новости Олег Нетеребский, за полтора месяца в столице для них было выдано ровно семь разрешений на работу. Кроме того, усилиями различных лоббистов за несколько лет с 7 до 16 пунктов увеличился список профессий, по которым можно принять иностранца на работу вне квоты. Сейчас обсуждается возможность расширения этого списка уже до 33 специальностей, хотя изначально предполагалось, что таким способом в страну будут въезжать лишь штучные специалисты дефицитных профессий. «На практике это привело к тому, что фирма приглашает к себе 33 генеральных директора и 40 специалистов по защите информации при численности работников в самой компании в 50 человек», - возмущался чиновник.

Еще один достаточно простой способ легализоваться работнику в стране – покупка патента, который стоит 1 тысячу рублей в месяц и дает право работать на частное лицо. По оценке главы Федеральной миграционной службы Константина Ромодановского, патент может быть привлекательным для 3 млн трудовых мигрантов.

Гастарбайтеры – это «лимитчики» 21 века

Трудовая миграция – не новое для России явление. В советское время она также существовала, правда, была в основном, внутренняя. Людей, приезжавших на заработки в другие регионы, называли «лимитчиками» (они ехали работать по лимиту – официально установленной властями предельной норме, квоте на въезд). На основании трудового договора эти люди получали временную прописку (она была введена в 1956 году), чаще всего в общежитии. В течение пяти лет приехавшие по лимиту не имели права менять работу, зато по прошествии этого срока могли претендовать на жилплощадь и постоянную прописку в Москве. Без прописки у человека не было возможности не только найти работу, но и, например, пользоваться поликлиникой или устроить ребенка в детсад. Правда, тогда трудовых мигрантов все же было значительно меньше, чем сейчас. К примеру, количество «лимитчиков» в Москве в 1970-80 годы увеличивалось всего лишь примерно на 50-100 тысяч человек в год.

После распада СССР экономическая ситуация в России оказалась лучше, чем в большинстве постсоветских республик. В итоге на заработки в Россию стали приезжать многие бывшие соотечественники. Для постоянного роста числа трудовых мигрантов находится множество экономических, геополитических и демографических аргументов. При этом упорно распространяется миф, что русские вымирают, пьют, не хотят и не умеют работать. Обвинения огульные, бездоказательные, а потому бороться с ними непросто.

При этом в августе 2010 года было зарегистрировано в службе занятости 1,75 млн безработных россиян. Эти люди получают пособие по безработице - 4900 рублей. Реально ищут работу 7% экономически активного населения страны – это 5,36 млн человек: такие данные получаются при расчетах по методике Международной организации труда (МОТ). В частности, безработица среди сельских жителей России, по данным Росстата, достигает 39%. При этом четверть всех безработных не имеют опыта работы, и в основном это молодежь до 25 лет. Эти люди не могут претендовать на высокооплачиваемую работу, они вполне могли бы заменить хотя бы часть гастарбайтеров, но миф о том, что без импорта трудовой силы страна дальше развиваться не может, заботливо поддерживается и охраняется. Он слишком выгоден многим.

В мигрантах заинтересованы все

Работодатели, привлекая трудовых мигрантов, получили возможность платить им значительно меньше, чем обладателям российского паспорта. Значительная часть иностранцев зарабатывает немногим больше минимальных для Москвы 10,1 тысяч рублей в месяц. Поскольку они согласны работать за такую зарплату (заметим, выжить иногороднему человеку, которому нужно снимать жилье, на эти деньги в столице невозможно), то москвичи, например, рабочие, строители вынуждены снижать свои требования или менять сферу деятельности. По экспертным оценкам, москвичи, имеющие строительные специальности, стоят как минимум на 50% дороже.

Замена своих квалифицированных рабочих на иностранных способствует деградации внутреннего рынка труда.

Устроиться на должность дворника аборигену и вовсе нереально: все места заняты мигрантами из Средней Азии. Причина проста: им можно платить в разы меньше, чем пришлось бы платить москвичу. К примеру, еще семь лет назад уборкой моего подъезда занималась женщина из соседнего дома, причем делала это больше двух десятков лет. Гибкий график работы позволял ей ухаживать за дочерью-инвалидом. Потом вместо нее мыть подъезд стали незаметные как тени работники из Киргизии, вежливые и неприхотливые (живут в подвале, даже антенну телевизионную над входом в него установили). Правда, платить им стали в два раза меньше. При этом они не требуют от начальников ЖЭКов оплаты больничных и отпускных, социальных льгот, да и документы (в том числе и зарплатные ведомости) подписывают безропотно.
Здесь гастарбайтеры вносят свой посильный вклад в увеличение доли теневой экономики.

Для милиционеров мигранты, особенно нелегальные, также источник роста собственного благополучия. Проверки документов являются откровенно выгодным «бизнесом». Пару лет назад мне нужно было встретить на Казанском вокзале поезд, который прибывал в шесть утра. У двух входов в метро Щелковская в полшестого утра стояли люди в милицейской форме и останавливали почти всех гастарбайтеров (в этом районе – Измайлово - снимали квартиры, например, многие работники с закрытого уже Черкизовского рынка). Расчет происходил на месте и очень быстро (купюру вкладывали в паспорт), после чего мигранты спокойно следовали на работу.

Готовность трудовых мигрантов мириться со сложившейся повсеместно системой мздоимства способствует увеличению коррупции.
Многие рядовые москвичи также зарабатывают на мигрантах, сдавая квартиры. Причем если у арендаторов нет российского паспорта, то ставка может быть выше, чем при сдаче внаем россиянам. Неуплата налогов с такого дохода для россиян уже стала доброй традицией.
Говоря о незаменимости труда приезжих, нужно учитывать, что лишь 20%-25% трудовых мигрантов являются высококвалифицированными. Большинство из них выполняют работу, не требующую специальных навыков и знаний. Нет массовой миграции в Россию ученых, инженеров, технологов – они предпочитают уезжать в другие страны.

Перекос в сторону расширения доли неквалифицированного труда способствует технологическому отставанию страны.

Миф о необходимости привлечения мигрантов выгоден и федеральным властям. Поскольку Россия видит себя геополитическим центром в границах бывшего СССР, то увеличение числа мигрантов позволяет добиться лояльности властей азиатских и закавказских государств. Платой за амбиции становится не только перекос на рынке труда, но и растущая социальная напряженность. К примеру, в столице, по словам мэра Юрия Лужкова, 46% преступлений совершают мигранты. Сводки информагентств пестрят данными о конфликтах между коренным населением и приезжими, а также мигрантами между собой. При росте конкуренции на рынке труда (ведь власти стимулируют привлечение работников из других регионов России) конфликтов станет еще больше.

Получается, что в привлечении трудовых мигрантов свой интерес есть и у власти, и у части граждан. Значит, найдутся новые аргументы, которые будут объяснять, почему низкоквалифицированный труд мигрантов России очень нужен. Государство, в свою очередь, будет нести затраты на ассимиляцию решивших остаться в стране трудовых мигрантов, на их соцзащиту, обучение их детей. При этом значительная часть доходов таких работников будет вывозиться за границу, а не работать на экономику России.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала