Алексей Соколов
Город-курорт. Город-здравница. Город-турбаза. Город-гостиница. Вообще-то ничего особо оригинального в этом нет - имеются в России подобные города, хотя и не сказать, чтобы слишком много. Большинство - в теплых краях, возле моря или каких-нибудь целебных источников. В средней полосе - поменьше, но тоже есть. Однако Плёс, расположенный на правом берегу Волги в Приволжском районе Ивановской области, выделяется среди всех - и среди соседей по средней полосе, и среди южных коллег. Чем же?
Во-первых, небывалой концентрацией, как говорили в старину, странноприимных домов: отелей, турбаз, пансионатов и частников, готовых принять постояльцев. На город, чье население составляет всего 2,5 тысячи жителей, таких мест для постоя более полутора десятков. Цифру можно давать лишь приблизительную, поскольку многие частные гостиницы то возникают, то исчезают, кроме того, никак себя не рекламируют и об их существовании можно узнать, лишь прибыв в Плёс самому. Составители некоторых туристических справочников, по-видимому устав от такого подвижничества, попросту указывают: "здесь каждый второй дом - гостиница".
Во-вторых, Плёс, имевший когда-то достаточно развитую промышленность и ведший бойкую торговлю, но лишившийся всего этого еще в конце XIX века, не угас в отличие от многих других маленьких городов, даже после Революции. Может быть, оттого, что новые хозяева страны облюбовали его под дачи, дома отдыха и санатории.
Выросший на развалинах
Официальной, то есть задокументированной датой возникновения града Плесо считается 1410 год. Официальным основателем, соответственно, - князь Василий I, сын Дмитрия Донского. Хотя если покопаться в более ранних летописях, то можно предположить, что город на этом месте появился лет на триста раньше.
Народные предания (которые, конечно, своего рода художественная литература, но зачастую за ними стоят реальные события, места и люди) гласят, что на месте Плёса был древний город Чувиль. Насчет названия можно спорить, но вот сам факт существования города подтверждается многочисленными археологическими раскопками. Так, например, совсем недавно при раскопках на одной из улиц современного города в слоях XII века были обнаружены остатки булыжной мостовой. Основываясь на имеющихся источниках, можно нарисовать примерно такую картину: пограничное укрепление Чувиль было построено в первой половине XII века для защиты рубежей Владимиро-Суздальской Руси от постоянных вторжений войск Волжской Булгарии, ведь в те времена понятия "укрепление" и "город" являлись фактически синонимами. Просуществовал Чувиль до 1238 года, то бишь до Батыева нашествия, во время которого был уничтожен.
Плёс, построенный на этом месте, был частью таможенно-пограничной системы Московии, необходимой для защиты как сухопутных границ государства, так и его главной водной артерии - Волжского тракта. На Волге вплоть до 1409 года бесчинствовали новгородские ушкуйники (ушкуй - быстроходная речная лодка) - речные пираты, чьи многочисленные флотилии не только не давали прохода купеческим караванам, но и совершавшие набеги на прибрежные поселения.
Плёсская крепость простояла до Смутного времени - в 1609 году она была разрушена поляками. Впоследствии город развивался как крупный торговый центр, став перевалочным пунктом для оптовых торговцев зерном, поставлявших его из низовых губерний. Появилась здесь и своя промышленность: полотняная фабрика, солодовенные заводы, пивоварни, кузницы. В целом значение Плёса для всего края было настолько велико, что в 1778 году он получил статус уездного города, в коем и пребывал до 1871-го, когда была построена железная дорога Иваново - Кинешма. С этого времени значение Плеса как транспортного узла и порта, отвечавшего за перевозку продовольствия и текстиля, стало быстро сходить на нет. Так полностью и сошло, осталась лишь вялотекущая местная торговля. История развития города пошла по новому пути. И начало ему положили творческие люди. Конкретней - художники.
На этюды
В конце 80-х годов XIX столетия сюда зачастили мастера кисти. Илья Репин, Федор Васильев, Алексей Саврасов, Борис Пророков, Николай Жуков ехали на волжские берега то ли за вдохновением, то ли в поисках натуры. А самый глубокий "художественный" след оставил в Плёсе великий пейзажист Исаак Левитан, впервые посетивший эти края в 1888 году.
Вдохновения художник обрел здесь в избытке, не разочаровала его и натура - уже в первый вечер пребывания в доме купца Солодовникова, где он остановился со своими друзьями, Левитан написал этюд Петропавловской церкви, стоявшей на высоком холме рядом с домом. Церковь эта сгорела в 1903 году, сегодня на ее месте стоит другая, перевезенная в 70-е годы из села Билюково. А с холмом ничего не сделалось, он только обрел имя - теперь это гора Левитана. Всего за три плёсских лета - с 1888 по 1890 годы - Исаак Ильич создал около двухсот работ, среди которых 23 полотна, в том числе такие шедевры, как "Тихая обитель", "Вечер. Золотой плёс", "Над вечным покоем", а также многочисленные рисунки, эскизы и наброски.
25 августа 1972 года в доме Солодовникова был открыт музей Левитана. Здесь можно увидеть подлинные работы самого мастера и его современников. На втором этаже, в мезонине, находятся комнаты, где Левитан жил.
Врачующий душу
А ведь не зря, ох, не зря живописцы, люди тонко чувствующие, именно сюда ехали на встречу со своей музой! Все дело в ауре этого места, которое чаще всего называют курортом и даже здравницей, хотя здесь нет и в помине ни минеральных вод, ни лечебных грязей, ни горного воздуха, ни каких-то особенных погодных условий. Наверное, правильней было бы именовать Плёс иными привычными терминами вроде "место для отдыха или "город, привлекательный для туристов"… Ан нет - "здравница" и все тут! Душеврачующий курорт.
Любые слова покажутся сухими, казенными или же, наоборот, приторными, нарочито изящными, если попытаться выразить ими то чувство, которое охватывает тебя, когда ты сходишь с пристани, выбираешься из автобуса, автомобиля и оказываешься в городе. Душевный подъем? Просветление? Умиротворение, наконец? Нет, все-таки лучше без слов. Это ощутить надо.
Неслучайно в последние годы XIX века здесь началось то, что сейчас назвали бы дачным бумом. Причем основной наплыв шел из Москвы и Петербурга, хотя оттуда отнюдь не "полчаса на электричке"… Внимание советской партноменклатуры Плёс также не был обделен: первый правительственный санаторий был построен здесь в 20-х годах, затем появились другие, потом подоспели правительственные дачи.
Аура, господа, аура… Чтобы лучше почувствовать ее, пройдемся пешком по всему городу. Тем более что это совсем несложно, в смысле расстояний. Поднимемся для начала на Соборную гору. На ее вершине стоит среди берез Успенская церковь, построенная в 1699 году на месте сгоревшей деревянной. Когда-то рядом с ней стояли пятиглавый летний собор и небольшая часовня. Сейчас их можно увидеть только на картине Левитана "Тихая обитель". Прежде чем спуститься с горы, кинем с вершины взгляд на Троицкую слободу - главную площадь города, мало изменившуюся за 150 последних лет. Поглядим на ансамбль Троицких церквей - летней и зимней. А спустившись, попадем на Торговую площадь с Воскресенской церковью (1817 года постройки), торговыми рядами и зданием чайной (20-е годы XIX века). С Торговой площади спустимся на набережную, прогуляемся вдоль старинных деревянных домиков. Можно пешком, а можно и по Волге на лодке вдоль берега. Перейдя по дамбе через речку Шохонку, очутимся у музея Левитана, горы Левитана и расположенного рядом музея пейзажа. От горы хорошо виден Варваринский храм 1821 года постройки с пристроенной позже многоярусной колокольней.
Вот, собственно, и почти весь город. Кое-что, разумеется, осталось неохваченным - музей древнерусской семьи, музей первобытного рыболовства, Дерево любви - ну так кто же сюда на один день приезжает! А впрочем, при желании и за один день можно успеть увидеть все.
По земле, по воде…
…Закончить классическим "и по воздуху" не получится. И не нужно, наверное, объяснять, почему. По земле - автомобилем по Владимирскому тракту (Горьковскому шоссе) примерно 370 километров. Время в пути - пять часов. Автобусы до Плёса дважды в день идут от Щелковского автовокзала. До Иваново значительно чаще. От самого Иваново до Плёса автобусов тоже в избытке. Это нужно учесть и любителям путешествовать на поезде: прямого железнодорожного сообщения с нашей здравницей нет, так что ехать придется с Ярославского вокзала до Иваново и там садиться на автобус. С водным же путем все ясно - по Волге. Из Северного речного порта.