Ольга Галахова, театральный критик, главный редактор газеты «Дом актера» - специально для РИА Новости.
Театральный сезон стартует в сентябре не только открывающимися после лета театрами, показами премьер, но и фестивалями - масштабными и локальными, с богатой историей и возникшими совсем недавно.
Международный питерский фестиваль «Балтдом» откроется в этом году в двадцатый раз в северной столице 27 сентября и завершится 10 октября. Подзаголовок этого теафорума - «Избранное» - не случаен, поскольку съедутся со своими спектаклями, действительно, избранные: те, кто в течение двадцати лет подтверждал своим авторитетным участием значимость уникального питерского фестиваля. Перечень этих имен весьма внушителен. Это и Эймунтас Някрошюс, Римас Туминас из Литвы, и Андрей Жолдак из Украины, и Алвис Херманис из Латвии; и бельгиец Люк Персеваль, который покажет свой спектакль «Дети солнца», поставленный им в известном гамбургском театре «Талия».
Выдающийся польский режиссер Кристиан Люпа покажет свой многочасовой спектакль о Мэрилин Монро «Персона. Мэрилин» - часть масштабной трилогии о культовых фигурах ХХ века. Примет участие осуществивший свое путешествие из Вильнюса в Москву через признание на «Балтийском доме» Кама Гинкас. Поддержит своим участием «Балтдом» и московский режиссер Иосиф Райхельгауз.
Вместе с московским Театром.DOC «Балтийский дом» представит проект «Ржевка – Невский проспект», в рамках которого исследует жизнь поколения, выросшего за эти двадцать лет в Петербурге. Кто они, ровесники фестиваля, нынешние 20-летние? Какой он, другой город, глазами 20-летних, живущих в спальных районах? На эти вопросы постараются ответить участники лаборатории под руководством Михаила Угарова и Марины Разбежкиной.
Отправными точками для творческого разговора станут: показ спектакля - обладателя «Золотой маски - 2010» «Жизнь удалась» (режиссеры Михаил Угаров и Марат Гацалов) и злободневной постановки «1.18», поставленной по письмам и дневникам адвоката Магнитского, погибшего в Бутырской тюрьме.
«Балтдом» в свой юбилейный сезон совершит также путешествие из Петербурга в Москву, чтобы в Первопрестольной 20 сентября собрать всех друзей фестиваля, а также вручить свою международную премию «Балтийская Звезда» худруку Александринского театра и директору Центра им. Вс. Мейерхольда, Валерию Фокину. Можно смело сказать, что персоной сентября в Москве станет именно Фокин, режиссер с двойным гражданством (двух столиц).
Фестиваль «Премьеры Александринского театра в Москве» пройдет с 8 сентября по 27 ноября. В столице будет показана последняя премьера театра «Укрощение строптивой» по пьесе Шекспира (11 и 12 сентября, на сцене Театра им. Моссовета), поставленной Оскаросом Коршуновасом.
Литовский режиссер станет второй, после Фокина, персоной на столичном небосклоне. Первая и вторая персоны будут при этом связаны. Театральный центр им. Вс. Мейерхольда в лице Валерия Фокина учредил Ежегодные мейерхольдовские встречи, которые пройдут в этом году в пятый раз. 13 сентября в ЦИМе как раз и будет вручен Мейерхольдовский приз - Оскаросу Коршуновасу, после чего состоятся его мастер-класс и дискуссия.
С 11 по 18 сентября в пятый раз в Москве пройдет международный фестиваль - школа «Территория», который последовательно утверждает в правах актуальное современное искусство. На этот раз его идеологи делают немецкий акцент в программе, которая обозначена как «Москва — Берлин». Помимо мастер-классов будут показаны три немецких спектакля – «Гамлет» хорошо известного в России театра «Шаубюне» в постановке Томаса Остермайера (гастроли организованы совместно с Театром Наций), хореографический спектакль Констанции Макрас «Ад на Земле» и спектакль «Карл Маркс: Капитал, том 1» прославленной группы «Римини-Протокол», а также два московских спектакля, основанных на произведениях немецкой драматургии – «Трехгрошовая опера» в постановке Кирилла Серебренникова в МХТ им. А.П. Чехова и радикальный молодежный спектакль Московского центра Драматургии и Режиссуры «God is a DJ» по пьесе драматурга и режиссера Фалька Рихтера.
Фестивальное движение, к счастью, не ограничивается Москвой и Санкт-Петербургом, и позволяет стирать границы между столицами и провинцией. Примечательно, что прошлый фестиваль «Территория» проходил в Перми. В этом сезоне здесь, на Урале, пройдут один за другим сразу два фестиваля. Первый - «Текстура» - состоится в декаду с 18-28 сентября и также ориентирован на актуальное, современное искусство, на сближение кино и театра. Он соберет кинорежиссеров, театральных постановщиков, драматургов и сценаристов. «Очень важно собраться в одно время, в одном месте, в одной компании», — говорят идеологи фестиваля, главным лицом которого является Эдуард Бояков — руководитель московского театра «Практика» и по совместительству арт-директор театра «Сцена-Молот» (Пермь).
Министр культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края, известный режиссер Борис Мильграм, как многим известно, объявил, что Пермь должна стать культурной столицей. Чем вызвал у одних людей иронию, а у других — протесты и недовольство, но настойчиво и упрямо гнет свою линию. Сразу после окончания фестиваля «Текстура» с 8-го по 14-е октября 2010 г. в Перми пройдет Международный фестиваль-форум «Пространство режиссуры», который в свое время затеял Борис Мильграм будучи в должности худрука Пермского академического драматического театра. Вступив в должность, он переименовал пермскую академию в «Театр — Театр» и подчинил идеологию фестиваля сугубо театральным, цеховым задачам. Фестиваль был создан в 2007 году и сразу стал площадкой для серьезного творческого диалога режиссеров России и зарубежья.
Если в Москве братаются с Берлином, то в Перми — с французами. Фестиваль вошел в официальную программу «Года Франции - России». В центре внимания пермяков - французский театр. Это предполагает участие французских спектаклей и российских постановок современной французской драматургии. Программа была сформирована ведущими театральными деятелями России и Франции.
Фестивальная карта осени впечатляет и своими масштабами, и любопытным отбором, словом, есть куда поехать и что посмотреть.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции