Рейтинг@Mail.ru
Наказание долгой жизнью - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Наказание долгой жизнью

© РИА Новости / Тарас Литвиненко | Перейти в медиабанкРоссияне не только не привыкли беречь здоровье, но и, по данным исследований Сергея Захарова, не хотят жить долго.
Россияне не только не привыкли беречь здоровье, но и, по данным исследований Сергея Захарова, не хотят жить долго.
Читать ria.ru в
Дзен
ВЦИОМ доложил итоги свежего исследования: за эту пятилетку число россиян, считающих демографическую ситуацию в стране благоприятной, выросло более чем в три раза – до 38%. Но на самом деле ситуация вовсе не такая благоприятная, как хотелось бы.

Ольга Соболевская, обозреватель РИА «Новости».

ВЦИОМ доложил итоги свежего исследования: за эту пятилетку число россиян, считающих демографическую ситуацию в стране благоприятной, выросло более чем в три раза – до 38%. Доля тех, кто расценивает обстановку как кризисную, снизилась с 83% в 2005 г до 48% в 2010 г. Но тем и лукавы соцопросы, что вбросят циферки, подогнав их под нужный ответ, а методики подсчетов не пояснят. Извольте, мол, сами трактовать нашу статистику.

Что ж, демография – тема такая популярная, что почти превратилась в национальную идею. О ней толкуют теперь даже представители гламура – например, о миграции. Но оставим за скобками миграцию как фактор увеличения численности населения и поговорим о демографическом поведении россиян-аборигенов.

Рост рождаемости муссируется в СМИ так часто, что это уже похоже на ежедневные заклинания шаманов. В 2009 г в стране родилось 1,764 млн детей - на 50 тыс больше, чем в 2008 г. Фонд социального страхования подсчитал, что за 6 месяцев этого года в России, по данным родовых сертификатов, родились 811 тыс детей – на 14 тыс больше, чем за аналогичный период 2009 г. Причем слегка изменилось соотношение первенцев и вторых и последующих детей: в первом полугодии 2009 – 54,9% к 45,1%, первые 6 месяцев этого года – 52,8% к 47,2%. Кстати, именно увеличение числа вторых детей в семье обычно свидетельствует об эффективности демографической политики.

Экономическая стимуляция рождаемости - рост пособий по рождению ребенка и «апробация» материнского капитала - действительно подействовали: бэби-бум произошел. Впрочем, не такой уж «бум» - успехи все же довольно умеренные. Вместе с тем, других ожидать сложно.

Экономические меры сами по себе мало меняют репродуктивное поведение людей. Обычно бэби-бум – это сиюминутная и кратковременная реакция на экономическую конъюнктуру, подчеркивают эксперты. Как поясняет замдиректора Института демографии Высшей школы экономики Сергей Захаров, сейчас у россиян, находящихся в репродуктивном возрасте (т.е. старше 15 лет), несколько другие приоритеты, чем в прошлом, - а именно: самореализация, карьера, профессиональный рост.

Другими словами, происходит «второй демографический переход» - люди откладывают рождение детей зачастую не только по экономическим, но и по «идеологическим» (ценностным) соображениям. А потом, если решают «плодиться и размножаться» - к примеру, после тридцати, то не потому, что ожидают поощрительных выплат от государства, а потому, что «дозрели». Исходя из недавнего исследования ВШЭ, лишь 8% людей «изменят свои намерения в пользу рождения ребенка» в случае повышения разного рода пособий. Да и, к тому же, существуют репродуктивные стереотипы: если человек вырос в одно-двухдетной семье, вероятность того, что он решится на 3-4 ребенка, невелика, добавляет эксперт. К слову, для естественного воспроизводства населения нужно по двое детей в семьях.

С рождаемостью все относительно ясно. А со смертностью? Тут оптимизм цифр, приводимых ВЦИОМ, кажется безосновательным. Россияне продолжают жить столько же, сколько жили век назад, зарабатывать болезни уже в молодости, а нередко умирать до 40 лет от внешних причин (ДТП, травматизм на работе и пр.) и сердечно-сосудистых болезней, рака и заболеваний органов пищеварения (эти болезни – главные убийцы). Средняя продолжительность жизни в России, по данным вице-премьера Александра Жукова, – 69 лет. Средняя женщина живет 73 года, средний мужчина доживает до пенсионного рубежа – 60 лет. Не берем при этом москвичей, которые живут 76 и 69 лет соответственно, – у них другой уровень жизни.

И тут возникает другая проблема. Если во многих странах мира, на Западе и Востоке, растет число 80-летних людей (происходит «старение нации») и они живут вполне полноценной жизнью, то большинство наших стариков заняты проблемой выживания. Попробуйте спросить их, что такое оздоровительное «самосохранительное поведение»? Западный пенсионер сразу назовет такие здоровьесберегающие технологии, как хорошее питание, регулярные медобследования, физкультура, прогулки, борьба с вредными привычками.


Мы же проживаем жизнь в другом стиле. К 35 годам четверть россиян набирают лишний вес. Две трети курят, причем более 30% из них начали курить до 19 лет. По некоторым прогнозам, из нынешних 20-летних до 60 лет не доживет 45-47%. В конце XIX века такая вероятность составляла 55%.

Россияне не только не привыкли беречь здоровье, но и, по данным исследований Сергея Захарова, не хотят жить долго. Хотя бы потому, что в России быть стариком почти всегда означает - бедствовать. Бодрые пенсионеры Запада, пожилые японцы и корейцы ездят по миру, посещают музеи и театры. Нашим старикам сама мысль о том, что на пенсии наконец найдутся возможности для путешествий и хобби, кажется жестокой шуткой. Немолодые россияне часто воспринимают закат жизни как наказание: на пенсию от всех болезней никак не вылечишься (средняя пенсия по старости, по словам Владимира Путина, - 8,4 тыс рублей), а быть обузой для родных не хочется. Таково, по словам Захарова, самое распространенное объяснение нежелания россиян жить долго.

Идеалисты вообще склонны считать, что массовое «здоровьесбережение» зависит прежде всего от перемен в общественном сознании. В условиях, когда в структуре смертности лидируют неинфекционные заболевания, пора заставить медицину печься не только о больных, но и о здоровых, сосредоточиться на профилактике. Охраняйте, мол, от болезней прежде всего здорового человека – и люди будут мало-помалу грамотно относиться к здоровью, резюмируют иные прожектеры.

Как говорится в мультфильме, этого «маловато будет». Смертность – это всегда интегральный показатель социально-экономической обстановки. А самосохранительное поведение зависит не только от самого человека, но и от условий, в которых он живет. Между тем, эти условия зачастую не приходится выбирать. Чтобы сохранить работу и сводить концы с концами, содержать всю семью (есть понятие «сэндвич-эффект» - человек зажат с двух сторон финансовыми обязательствами перед родителями и детьми), люди нередко готовы работать – и работают - даже во вред здоровью.

Так что танцевать, как говорится, нужно от стратегии – прибавлять именно жизнь к годам, а не просто - годы к жизни. Продление жизни должно предполагать улучшение ее качества – как для пожилых, так и для молодых. Чтобы было кому доживать до пенсии и разворачивать вспять депопуляцию. Ведь, по прогнозам экспертов, через несколько лет рождаемость упадет – потому, что поколение 1990-х, вступившее в репродуктивный возраст, весьма малочисленно.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала