Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.
Проезд в пригородных поездах с будущего года может снова ощутимо подорожать. Стимулом для оплаты проезда должны стать увеличивающиеся в десятки раз – до европейского уровня - штрафы. Правда, скорее всего, эти меры лишь увеличат количество «зайцев», поскольку железнодорожники не хотят эффективно бороться с безбилетниками: никаких чувствительных санкций к ним не применяется.
Покрывать свои убытки от пригородных перевозок, которые в будущем году могут составить 40 млрд рублей, ОАО «Российские железные дороги» намерено за счет пассажиров. Компания-перевозчик оценивает свои расходы в 80 млрд рублей, а доходы – всего в 40 млрд рублей. Сейчас дисбаланс покрывается за счет компенсаций из федерального бюджета, но они могут прекратиться. В итоге уже с 1 января 2011 года рост тарифов на пригородные электропоезда может составить 51%, заявил 25 августа начальник департамента пассажирских сообщений РЖД Геннадий Верховых. «В Москве и Московской области тариф на проезд в пригородных поездах сейчас составляет 16,5 рублей за зону, - говорит чиновник. - По нашим оценкам, он может составить около 25 рублей в 2011 году». Это означает, что, к примеру, поездка от Москвы до Сергиева Посада (это 74 км) будет стоить не 132 рубля, а уже 200 рублей.
Повышение тарифов в первую очередь ударит по тем, кто живет в пригороде, а работает в городе, ведь они пользуются железнодорожным транспортом ежедневно.
Правда, расходы на проезд увеличатся не для всех. По данным самой РЖД, в 2009 году в электричках было перевезено более 1 млрд пассажиров, при этом от 30% до 40% из них оказались безбилетниками. Часть людей не платит за проезд вообще ни копейки: одни изучили дырки в ограждениях своих станций или готовы перелезать через забор. Другие суют в руку дежурного у турникетов 20-50 рублей и садятся в поезд. При появлении контролеров эти граждане переходят из вагона в вагон, а на ближайшей станции перебегают по перрону в уже проверенные вагоны. При выходе на станции у них снова появляется выбор: сунуть в руку контролеров у турникетов малую мзду либо же снова лезть на свободу через забор под равнодушными взглядами охранников. Некоторые просто покупают билет до ближайшей станции (так называемый билет «на вход»), а едут до конечной. Еще одна категория безбилетников. Они покупают билет непосредственно у контролеров, но не за полную стоимость, а за минимальную, как если бы они ехали всего лишь между двумя ближайшими станциями. Их траты в таком случае не превышают 50 рублей.
Ключевая проблема здесь – это социальная направленность предстоящего подорожания. То есть вопрос, «по ком звонит колокол». Он звонит по привычкам, почти традициям, разных социальных групп.
«Зайцы», бегущие по вагонам, мало напоминают (вопреки устоявшемуся мнению, что экономят на проезде малоимущие россияне) бедных студентов или безработных. У них есть деньги на мобильный телефон, бутылку пива, музыкальный плеер, они вполне пристойно одеты, но оплачивать услуги перевозчика отказываются категорически. Традиционное оправдание звучит примерно так: когда качество услуг будет высоким (чистые вагоны с кондиционером, туалеты в каждом вагоне и прочее), тогда мы будем покупать билеты по этим высоким ценам. Это миф. Эти люди не будут платить за проезд, пока их не заставят это сделать.
Яркий тому пример – пригородные автобусные перевозки. Кондуктор, находящийся в салоне автобуса (часто совсем не нового и тоже не очень удобного), просто не позволит ездить «зайцем». В электричках-экспрессах также кондуктор контролирует покупку билета и следит за тем, чтобы каждый ехал до оплаченной станции. Такая же схема контроля используется и в электричках в США. Есть и другие способы контроля. В Перми с начала 2010 года активно применяется перронный контроль билетов совместными усилиями железнодорожников и милиции. В планах – установка оборудования, позволяющего вести видеонаблюдение внутри вагона, а также работа ревизора, который проверяет как контролеров, так и повторно – пассажиров. В электричках Москва-Тверь этим летом тестировалась схема усиленного контроля, когда посадка в вагон осуществлялась через одну дверь и только при наличии билета. Получается, что в принципе железнодорожники знают способы борьбы с безбилетниками, но им удобнее увеличивать сборы с законопослушных пассажиров, чем вынуждать «зайцев» оплачивать проезд полностью.
Сейчас контролеры в электричках не выписывают штрафы, а продают билеты или могут высадить «зайца» на ближайшей станции, причем только если человек выйдет добровольно. Силой высадить безбилетника кондуктор не может. Хотя чаще всего сторонам удается договориться мирно, и, расставшись с 50-ю рублями, человек спокойно едет по маршруту, за который должен заплатить раза в три больше.
Оштрафовать такого человека не получится. В Кодексе об административных правонарушениях прописано, что сумма штрафа составляет символические 100 рублей, но поскольку четкой системы взимания этих сумм нет, и функция эта при пригородных перевозках не закреплена ни за одним ведомством, то и штрафовать безбилетников некому.
Отсюда кажется весьма спорной инициатива РЖД повысить сумму штрафа, как сказал Геннадий Верховых, хотя бы до европейских стандартов. К примеру, в Швейцарии, Италии и Германии безбилетник должен будет заплатить штраф в 60 евро, во Франции - 80 евро. Поскольку строгость российских законов традиционно компенсируется необязательностью их исполнения, то можно предположить, что при установлении штрафов размером в 2300-3100 рублей в первую очередь вырастет размер платежа в карман контролерам и число безбилетников, бегающих по вагонам. Если же штраф все же придется платить, то чиновникам стоит озаботиться безопасностью самого передвижного кассира, постоянно курсирующего по вагонам с пачкой купюр. Скорее не он будет охотиться за безбилетниками, а они за ним.
Получается, что мало увеличить санкции за нарушение правил, нужно сделать их неотвратимыми и чувствительными, а вот с этим возникают проблемы. До тех пор пока безбилетнику грозит как максимум высадка из электрички, а кондуктору-взяточнику – потеря работы, РЖД будет наблюдать лишь рост числа «зайцев». Может быть, стоит приравнять безбилетный проезд к мелкому воровству, которое попадало бы под действие Уголовного кодекса. К примеру, в Англии контролер выписывает не штраф, а повестку в суд, который уже принуждает к уплате штрафа. Информация о судимости заносится в criminal records (своего рода досье), и человек получает «черную метку».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции