Рейтинг@Mail.ru
Мастер культового кино Георгий Данелия - РИА Новости, 25.08.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Мастер культового кино Георгий Данелия

© РИА Новости / Екатерина Чеснокова | Перейти в медиабанкГеоргий Данелия на презентации новых работ Зураба Церетели цикла "Мои современники"
Георгий Данелия на презентации новых работ Зураба Церетели цикла Мои современники
Читать ria.ru в
Дзен
Сегодня известному режиссеру, народному артисту СССР Георгию Данелия исполняется 80 лет. В данный момент режиссер осваивает новый для него анимационный жанр и уверяет, что в свой день рождения хочет "сбежать куда-нибудь подальше".

Сегодня известному режиссеру, народному артисту СССР Георгию Данелия исполняется 80 лет. Автор знаменитых фильмов "Я шагаю по Москве", "Афоня", "Мимино", "Осенний марафон", "Кин-дза-дза" даже в своей юбилей не намерен отдыхать. В данный момент режиссер осваивает новый для него анимационный жанр и уверяет, что в свой день рождения хочет "сбежать куда-нибудь подальше".

"Я архитектор, и это, видимо, неистребимо... "

Георгий Данелия родом из Тбилиси. Его семья переехала в Москву еще перед войной, в 1931 году. Будущий режиссер вырос в настоящей семье "киношников". Его мать долгие годы работала на Мосфильме ассистентом, сняла несколько короткометражных фильмов. Тетя – актриса Верико Анджапаридзе, двоюродная сестра – знаменитая Софико Чиаурели. Пожалуй, единственный, кто был связан с миром кино только как зритель – это отец Георгия Николай Дмитриевич: он несколько лет проработал начальником шахты, а позднее стал главным инженером Метростроя Москвы и СССР, пишет peoples.ru.

В кинематограф Георгий Николаевич пришел не сразу. Режиссерской карьере предшествовала учеба в Московском архитектурном институте, который он окончил в 1954 году. Однако в итоге гены все-таки взяли свое: Данелия поступил на режиссерские курсы при "Мосфильме", правда, абсолютно случайно, по объявлению в газете, и без всякой родственной протекции. Своему архитектурному прошлому Данелия только благодарен. "Замысел будущей картины начинается для меня с визуального образа, картинки, сочетания пропорций, ритмических соотношений. По первому образованию я архитектор, и это, видимо, неистребимо... ", - рассказывает он.

На режиссерских курсах наставниками Данелия были Михаил Ромм, Сергей Юткевич, Леонид Трауберг, Юлий Райзман, Михаил Калатозов. Там же, в стенах "Мосфильма", родились сразу две короткометражные ленты: "Васисуалий Лоханкин" (курсовая работа) и "Тоже люди" (дипломная работа) – экранизация отрывка из романа "Война и мир" Л.Н. Толстого. Уже тогда стало понятно, что Данелия – не просто сильный студент, а талантливый режиссер, способный разносторонне показать человеческую личность.

"Первая учительница"

Своей "первой учительницей" Данелия считает Веру Панову, автора повести "Сережа". Ведь с экранизации именно этого произведения и начался совместный режиссерский дебют Георгия Николаевича с Игорем Таланкиным. Картина принесла своим создателям не только славу и признание, но и открыла абсолютно новый этап в кинематографе –именно в этом фильме как нельзя лучше чувствуется неразрывная связь кино с литературой. ""Сережа" – это фильм-исследование, фильм-наблюдение, где из поэтических подробностей происходящего, настроения и интонации рассказчика встает лирический образ солнечного, доброго мира и маленького человека, который начинает в нем жить", – писали о кинокартине критики.

Благодаря "Сереже" о Данелия заговорили как о режиссере, способном создавать образ героя именно через его характер. "Главное, – говорит Георгий Николаевич, – чтобы герой, лица фильма запоминались сами по себе, своей личностью, обликом, поступками". Критики в один голос заявляли, что Данелия "не боится знакомых актерских лиц, потому что умеет в чертах привычных уловить нечто совершенно неожиданное, умеет повернуть знакомый профиль, найти ракурс, выявляющий суть человека или раскрывающий ее совсем по-новому. Вот почему многие актеры столь прекрасно сыграли именно в картинах Данелия... ".

И если критики в режиссерской смелости Данелия были уверены, то сам Георгий Николаевич неоднократно заявлял, что после того успеха, который имел "Сережа", после Гран-при на фестивале в Карловых Варах, он просто не знал, как приступить к следующей работе: боялся, что она может получиться хуже…

Отец "лирической комедии"

Возможно, если бы не было страхов, то и не родилась бы следующая картина Данелия – "Путь к причалу". Фильм, подкупающий зрителя, с одной стороны, своей прозаичностью, а с другой – близостью общечеловеческих проблем, показанных через повседневную бытовую жизнь. Каждый из героев фильма находит свой путь, делает выбор между жизнью и честью, страхом или благоразумием, жестокостью или мужеством.

Несмотря на серьезность многих работ Данелия, сам режиссер редко обходится в рассказах о своих картинах  без юмора. Так, к примеру, про фильм "Путь к причалу" существует такая история: во время съемок к Данелия подошли два белых медведя и отгрызли уши старой шапки, принадлежавшей отцу режиссера.

А вот что рассказывает Георгий Николаевич о следующей своей известной работе: "Зашел как-то Гена Шпаликов, сценарист, принес бутылку шампанского в авоське и сказал, что придумал для меня классный сценарий. Дождь, посреди улицы идет девушка босиком, держит туфли в руках. За ней медленно едет парень на велосипеде с зонтом, она уворачивается, а он все едет и улыбается... Гена открыл шампанское, оно оказалось теплым и выплеснулось на стену. Он обрадовался: хорошая примета". Так был начат фильм "Я шагаю по Москве", пишут "Аргументы и Факты".

Сценарий фильма "Я шагаю по Москве" переделывался несколько раз. Так, в частности, Хрущева не устраивало, что "три парня и одна девушка целых три дня шляются по городу и ничего не делают". Никита Сергеевич был уверен, что для советского гражданина – это дикость. Режиссер не сдавался, спустя некоторое время фильм все же запустили в производство. Однако худсовету смысл фильма оставался непонятен. "Я пояснил, что это комедия. Чиновники удивились, почему же тогда не смешно. Пришлось пояснить, что это лирическая комедия. Нам велено было обозначить это в титрах. Так возник новый жанр", - говорит Данелия.

Есть история и про Никиту Сергеевича Михалкова, который исполнил в фильме одну из главных ролей. Георгий Николаевич рассказывает, что в самом начале съемок "Никита вдруг начал выдвигать финансовые требования… Тогда мы решили от него отказаться. И вдруг скупая слеза поползла по лицу Никиты, стал просить оставить его… Оставили. И очень хорошо нам вместе работалось".

"Я шагаю по Москве" стал главной картиной "оттепельных" времен, он получил несколько престижных премий. А мелодия фильма на слова Геннадия Шпаликова стала одной из самых популярных песен конца шестидесятых.

"Народный герой" Травкин

Следующая не менее известная работа Данелия – "Тридцать три" с Евгением Леоновым в главной роли. Разумеется, и у этой ленты есть своя история. Так, во время съемок фильма в Ростове перед вокзалом поставили памятник из папье-маше главному герою Травкину. Героиня Нонны Мордюковой произнесла свою знаменитую речь об "образцовом семьянине" Травкине. После чего съемочная группа уехала, а когда вернулась, то обнаружила около искусственного памятника рабочих, которые красили его серебряной краской. Выяснилось, что так велело местное начальство: "раз москвичи поставили памятник, торжественно открыли его и речь говорить приехала сама Нонна Мордюкова, значит, - так надо". "Так Леонов-Травкин и стоял на привокзальной площади, пока папье-маше не развалилось под дождем", - написал Данелия в своей книге "Безбилетный пассажир: "байки" кинорежиссера".

В 1969 году на большие экраны вышла следующая картина Данелия – "Не горюй! ". Напомним, что в основу фильма лег роман Клода Тилье "Мой дядя Бенжамен". Позже появился "Совсем пропащий" – фильм, снятый Данелией по своему собственному сценарию по мотивам романа Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна".

Отдельного внимания заслуживают такие работы режиссера, как "Афоня", "Мимино", "Осенний марафон", "Кин-дза-дза", "Настя". Интересно, что изначально на главную роль в фильме "Афоня" сначала хотели пригласить Даниэля Ольбрыхского или Владимира Высоцкого, но все-таки решили остановиться на Леониде Куравлеве. "Он играет не слишком положительного персонажа, но Афоня получился у актера таким обаятельным, что публика его простила и полюбила", - рассказал Данелия телеканалу "Вести".

Посмотрите фотоленту Георгий Данелия и герои его картин »

Как-то раз, незадолго до премьеры "Мимино", режиссера спросили, о чем его новый фильм. Он ответил: "О чем это? Может быть, о человеке, который не успокоился, сумел вернуться к самому себе? Может быть, о чувстве родины, об этом очень конкретном, осязаемом уголке родной земли?". А вышедшая следом картина "Осенний марафон" была названа критиками одной из самых смешных среди печальных комедий.

Совсем недавно режиссер начал осваивать еще и анимационный жанр: к выходу на экраны готовится мультипликационный фильм "Кин-дза-дза". Так что вскоре зритель сможет вновь увидеть любимых героев с незнакомой планеты Плюк, правда, немного в другом облике. "Скажу прямо, это не рисованный фильм "Кин-дза-дза!". Изменены два главных героя, персонажи не похожи на актеров фильма", - заявил Данелия в интервью газете "Комсомольская правда".

Актер Евгений Леонов как-то сказал: "Кто такой Данелия? Во-первых, это талантливый и самобытный художник, всегда разный и неожиданный даже для тех, кто его хорошо знает. И во-вторых, – это просто добрый человек: и талант его добр и фильмы его добрые. В каждом он оставляет кусочек доброты, кусочек своего сердца, кусочек своей любви к людям... "

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников



 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала