Споров о необходимости преподавания в школе предмета под названием «Экономика» ведется немало. После повсеместного перехода вузов на прием по итогам ЕГЭ экономика стала постепенно «уходить» из школ — ведь для поступления на экономический факультет достаточно сдать ЕГЭ по обществознанию. Мнением о том, зачем в школе нужно изучать экономику, в интервью РИА Новости делится учитель экономики и обществознания гимназии № 117 города Омска Павел Свадьбин.
- Павел Михайлович, зачем в школе нужен предмет «Экономика»?
- Во-первых, его изучение учит детей мыслить логически, развивает математическое мышление, так как предполагает решение большого количества задач, изучение и использование различных математических методов.
Во-вторых, курс приучает детей мыслить рационально. Познакомившись в школе с такими понятиями, как спрос и предложение, они начнут понимать, как формируются цены.
А, окончив школу, смогут адекватно вести себя на рынке труда. К примеру, сейчас многие школьники, зная о циклическом развитии экономики, хотят стать государственными служащими. Они понимают: это даст им более стабильную зарплату и положение, более защищенное от влияния кризисов. Другие, напротив, хотят стать предпринимателями. Они понимают, это рискованный путь, но поскольку предпринимательские способности являются важным ресурсом, ценным за счет своей редкости, карьера предпринимателя в случае удачи даст им больше.
- Как преподавание экономики влияет на представления ребят о профессии экономиста?
- На мой взгляд, экономика в школе сейчас играет некоторую профориентирующую роль. Ни для кого не секрет, что профориентацией сейчас мало кто занимается, и некоторые школьники к середине 11-го класса не знают, куда и зачем они будут поступать. У тех, кто не изучал экономики, зачастую представление о профессии экономиста такое: это, грубо говоря, тот, кто считает чужие деньги за хорошую зарплату. Поступив с таким представлением на экономфак, молодые люди быстро понимают: ошиблись – разочаровываются и уходят.
Однако, мне кажется, экономика гораздо лучше будет выполнять профориентирующую функцию, если добавить в программу элементы курса психологии, сместить акценты на профессиональные и личные качества экономиста.
- Чего, по-вашему, не хватает школьному курсу экономики в целом?
- Экономики в школе должно быть больше. Сейчас школьники, не выбравшие экономику на профильном уровне, изучают ее, в лучшем случае, один раз в неделю. Есть школы, где экономики как отдельного предмета нет в принципе.
Целесообразно, где она все же преподается, изучать ее в течение полугодия (а не года), но два раза в неделю – так можно эффективно использовать ресурсы краткосрочной памяти, хорошо развитой у детей.
Многие пособия перегружены математикой и написаны чрезмерно сложным, «сухим» языком. Нужно понимать: школьники мало читают и им трудно воспринимать такой текст. В этом плане очень хорош учебник Владимира Автономова, декана экономического факультета ГУ-ВШЭ – написан он просто, доступно, в нем много занимательных задач и математика соответствует уровню школьной программы.
- Каких знаний не хватает учителям экономики?
- Поскольку экономику зачастую преподают люди с гуманитарным образованием, им, на мой взгляд, не хватает умения самим быстро и качественно решать задачи. Было бы хорошо наладить систему краткосрочных курсов и распределять среди учителей пособия в электронном виде. К примеру, недавно я посетил десятидневные курсы повышения квалификации для учителей экономики и обществознания, организованные ГУ-ВШЭ в Москве. Там нам помимо всего прочего порекомендовали хорошую литературу на будущее, обеспечили дисками с электронными пособиями, дали полезные практические советы по подготовке детей к ЕГЭ и олимпиадам. Многое зависит от того, как учитель сам развивается.
При подготовке учителей экономики и обществознания нужно уделить больше внимания изучению вопросов ЕГЭ и олимпиадных задач, чтобы преподаватели лучше понимали логику составителей тестов. Курс обществознания в силу его разноплановости всегда с трудом осваивается школьниками, и к нему нужны специальные методические подходы.
Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости