Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.
Настоящий Художник не должен пояснять свои произведения, они должны говорить за него. Как, например, у известного кинорежиссера Георгия Данелии, которому 25 августа исполняется 80 лет, «отца» таких культовых лент, как «Я шагаю по Москве», «Мимино», «Осенний марафон», «Кин-дза-дза!» и других.
Удивительно, но факт – будучи грузином, Георгий Николаевич по характеру молчалив, некоммуникабелен. Редко дает интервью. Не умеет и не любит произносить велеречивые тосты, а языком предков овладел только в студенческие годы, когда учился в институте. Да и вообще, из своих почти 80 лет в Москве он прожил 79.
Его часто включают в золотую тройку советских комедиографов – наряду с Леонидом Гайдаем и Эльдаром Рязановым – но представляется, что наш герой значительно шире рамок только одного этого жанра. Не отнесешь к таковым, например, его фильмы «Сережа», «Путь к причалу». Да и в остальных его работах нет-нет да прозвучит горькая нотка. Говорят, что термин «лирическая комедия» появился именно с его легкой руки, когда в свое время цензоры с подозрением спросили, о чем его фильм «Я шагаю по Москве»? «Комедия», - ответил Данелия. «А почему не смешно?» «Лирическая комедия» - находчиво ответил режиссер.
Впрочем, его учитель, известный кинорежиссер Михаил Ромм, был совсем другого мнения о ленте, нежели чиновники: «Это картина о совсем молодых людях. Вспоминаешь ее — и хочется улыбаться. Картина начинается с улыбки и кончается ею. Она улыбается всеми своими кадрами... Каждый ее кадр радует веселой изобретательностью режиссера и оператора».
Сочетание смешного и грустного, лиризма и иронии, причудливости, чудаковатости характеров героев на фоне документально узнаваемого зрителем городского ландшафта стали фирменным стилем Данелии, балансирующего между комедийной «голой» эксцентрикой и суровой правдой жизни.
Любопытно, что он, будучи, в сущности, русским режиссером по духу и воспитанию, не забыл о своих корнях. Это позволило ему наряду с «Афоней» и «Осенним марафоном» снять такие замечательные «кавказские» фильмы, как «Не горюй!», «Паспорт» и, конечно, знаменитый «Мимино», в котором свою, несомненно, лучшую кинороль сыграл Вахтанг Кикабидзе.
Надо вообще отметить, что в его фильмах зажглась не одна «звезда» отечественного кинематографа. Достаточно упомянуть весело и азартно снятый «Я шагаю по Москве», после которого Никита Михалков, Евгений Стеблов и Галина Польских проснулись знаменитыми.
Кто знает, снял бы он столь замечательные картины, если бы вырос не в Москве, городе, в котором его отец строил столичное метро? Интернациональное окружение большого города сыграло в судьбе будущего народного артиста СССР не меньшую роль, чем русская литература и культура, в традициях которых он был воспитан в детстве. И этим он в чем-то напоминает другого знаменитого москвича, Булата Окуджаву. Впрочем, любые сравнения в данном случае хромают. Данелия как-то не похож ни на кого.
Мог ли он, закончивший Московский архитектурный институт, не пойти в кино? Когда-то Данелия искренне считал, что это не его стезя. Фотографией не увлекался, в самодеятельности не участвовал, в школьных спектаклях не играл. И это несмотря на то, что его тетей была известная актриса Верико Анджапаридзе, а мама работала на «Мосфильме» вторым режиссером и сняла несколько короткометражек.
Сам Георгий Николаевич впоследствии вспоминал, что пойти на высшие режиссерские курсы при «Мосфильме» его заставили бесперспективность работы (градостроительные проекты регулярно переделывались начальством в шаблонные) и один забавный персонаж. Некий пьянчужка, в плаще, берете, галстуке и очках, лежавший под забором и при этом демонстративно читавший газету «Советская культура», в которой был заголовок о наборе на курсы.
Почти каждый фильм Данелии, если внимательно приглядеться, рассказывает и о нем самом. Чего он, собственно говоря, и не скрывает. В частности, по его мнению, больше всего он раскрылся в «Не горюй!», где главный герой – гуляка и кутила, а также в «Осеннем марафоне», рассказывающием о любовном треугольнике, в который попадает мягкий по характеру герой Олега Басилашвили.
Обняком отстоит его «Кин-дза-дза», мрачноватое пророчество. Как обозначить жанр этой работы? Антиутопия? Философская комедия? Как и в предыдущих работах Мастера, многие выражения из этого фильма стали крылатыми, а кое-что вошло в разговорный язык, оказав большое влияние на современную молодежную культуру.
Этот проект 1986 года Данелии особенно дорог. Не снимавший фильмов последние 10 лет, он занят сейчас работой над анимационной версией «Кин-дза-дзы!», которую планирует завершить к лету 2011 года. По его мнению, тема, увы, продолжает быть актуальной: «быстрыми темпами идет перенаселение Земли… экология давно находится на грани катастрофы – мелеют, высыхают озера, реки, моря… мощное оружие находится нынче не только в руках государства, но и у частных лиц».
Он всегда сам по себе. И этим и ценен. Надеюсь, что у него еще много интересных идей, которые, по обыкновению, он не расскажет, а покажет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции