МОСКВА, 20 авг - РИА Новости. Россия и Армения приступают к реализации масштабных планов в атомной области, а также в сфере ВТС и начинают разговор об осуществлении крупных инвестиционных проектов, причем, как заявил после переговоров с президентом Армении Сержем Саргсяном глава российского государства Дмитрий Медведев, возможно, они будут трехсторонними.
Беседа лидеров двух стран в президентском дворце в Ереване продолжались свыше двух часов. Они завершились подписанием совместных документов и вручением наград руководству Российско-Армянского (Славянского) университета. Тон переговорам и пресс-конференции задала встреча Медведева и Саргсяна накануне вечером. По окончании государственного приема, организованного по случаю госвизита российского лидера в Армению, президенты с супругами прогулялись по вечернему Еревану. Они посмотрели шоу "поющих фонтанов" на центральной площади армянской столицы, пообщались с местным населением, а затем посетили одно из городских джазовых кафе.
В пятницу состоялись переговоры двух лидеров сначала в узком, а затем в расширенном формате. По их итогам принято совместное заявление, в котором выражается поддержка заключению Договора о европейской безопасности и приверженность скорейшему разрешению нагорно-карабахского конфликта мирными средствами. Кроме того, подписан еще ряд документов, включая соглашение о создании торговых представительств двух стран.
Главными же документами стали протокол о продлении сроков пребывания российской военной базе в Гюмри до 49 лет, меморандум о взаимопонимании между Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству РФ и Минобороны Армении, а также межправительственное соглашение о сотрудничестве в строительстве атомного энергоблока на армянской территории.
Военная база
Двусторонний договор о российской военной базе в Гюмри на севере Армении был подписан в 1995 году, срок его действия составлял 25 лет, теперь документ будет действовать до 2044 года. При этом, как сообщил журналистам министр обороны Анатолий Сердюков, отвечая на вопрос, будет ли увеличена арендная плата, "о деньгах речи не идет".
"Все на безвозмездной основе", - подчеркнул он.
102-я российская военная база несет боевое дежурство в рамках Объединенной системы ПВО СНГ. Она подчинена Группе российских войск в Закавказье Северо-Кавказского военного округа РФ. База оснащена зенитным ракетным комплексом С-300 и истребителями МиГ-29. Численность личного состава базы - около 5 тысяч человек.
Протоколом предусмотрено не только продление срока пребывания базы, но и расширение сферы ее географической и стратегической ответственности, сказал президент Армении.
"Раньше функционирование базы ограничивалось внешними границами бывшего СССР, а теперь это ограничение извлечено из текста соглашения", - уточнил Саргсян.
Российская сторона также взяла на себя обязательство содействовать оснащению армянских Вооруженных сил современными видами вооружений, военной (специальной) техникой. При этом в документе не уточняется, о какой именно технике идет речь.
Аналитики отмечали вероятность передачи армянской стороне на условиях долгосрочного лизинга систем С-300, предназначенных для обороны крупных промышленных и административных объектов, военных баз и пунктов управления от ударов средств воздушно-космического нападения противника. Однако, как заявил РИА Новости министр обороны РФ, пока Россия не рассматривает вопрос о передаче комплексов Армении. По словам Сердюкова, на сегодняшний момент таких предложений от армянской стороны не было.
Подписанный же представителями Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству РФ и Минобороны Армении меморандум о взаимопонимании носит рамочный характер и регулирует вопросы, связанные с сервисным обслуживанием и ремонтом различных родов вооружений и военной техники. Документ предусматривает создание на армянской территории сертифицированных сервисных центров и совместных предприятий по ремонту и техобслуживанию вооружения и военной техники.
Мирный атом
В соответствии с соглашением в атомной сфере правительства РФ и Армении будут сотрудничать в строительстве на армянской территории новых ядерных энергоблоков с водо-водяным ядерным реактором (ВВЭР) мощностью 1060 МВт, сроком эксплуатации в 60 лет и соответствующими европейским стандартам.
По данным Минэнерго Армении, проект может обойтись приблизительно в 5 миллиардов долларов. С целью привлечения зарубежного капитала на реализацию проекта парламент Армении в 2006 году отменил госмонополию на право владения новыми атомными энергоблоками. Строительные работы планируется начать в 2011 году.
Как сообщил журналистам глава Росатома Сергей Кириенко, Россия может профинансировать более 20% строительства АЭС. По его словам, уже создана совместная российско-армянская компания для строительства АЭС, которая должна обеспечить не менее 40% стоимости атомной станции, а 60% планируется привлекать за счет инвесторов. При этом Кириенко добавил, что пока точная стоимость строительства АЭС неизвестна, все будет зависеть от "начинки", которая будет выбрана для АЭС.
Что касается инвесторов, то переговоры по их привлечению ведет правительство Армении.
В настоящее время в Армении работает единственная в регионе атомная станция - Армянская АЭС, которая расположена в городе Мецамор. Станция была введена в эксплуатацию в 1976 году, в настоящее время функционирует только второй блок станции мощностью 407,5 МВт. Финансовые потоки ААЭС с сентября 2003 года до 2013 года находятся в доверительном управлении ЗАО "Интер РАО ЕЭС" (владелец - Росатом). По оценкам специалистов, ААЭС может функционировать до 2016 года.
Соглашение предусматривает, что сотрудничество Москвы и Еревана будет осуществляться по таким направлениям, как, в частности, осуществление проектных работ, проектирование новых ядерных энергоблоков, обучение персонала, оказание технического содействия во время эксплуатации, импорт ядерного топлива российского производства для новых энергоблоков.
В то же время в соглашении отмечается, что указанные направления сотрудничества не являются окончательными и могут уточняться в процессе работ.
Трехсторонние инвестиции
Выступая на пресс-конференции, Медведев отметил, что инвестиционное сотрудничество России и Армении не замыкается на энергетике.
"Я считаю, что транспортное направление очень важно. В 2008 году в концессионное управление дочерней компании РЖД была передана Армянская железная дорога, нам нужно сейчас довести все эти договоренности, которые были достигнуты, до логического завершения, особенно с учетом того, что для Армении транспортная инфраструктура и коммуникации являются вопросом повышенной важности", - сказал российский президент.
"Я отметил бы в этом контексте (в контексте инвестиционного сотрудничества России и Армении) и трехсторонние проекты, которые могут быть реализованы, мы неоднократно с Сержем Азатовичем (Серж Саргсян - президент Армении) об этом говорили. Конечно, здесь не все зависит от Армении и России, здесь многое зависит от наших соседей. Но в целом мы люди прагматичные, нам хотелось бы совместно не только дружить и обеспечивать вопросы безопасности, но и деньги зарабатывать. Это никогда нелишне, даже среди друзей", - отметил российский президент.
По его словам, это могут быть проекты и в области газотранспортной инфраструктуры, и в области транспорта.
"Есть целый ряд предложений по созданию новых мощностей и использованию возможностей производства на территории Армении. Сейчас этим занимается ряд наших финансовых институтов, готовятся предложения по линии ВТБ и некоторые другие проекты, которые могли бы быть реализованы с использованием возможностей, которые существуют в Армении", - сказал Медведев.
В Армении работают ведущие российские компании - "Газпром", "Интер РАО ЕЭС", "РЖД", "Банк ВТБ", "Российский алюминий", "Вымпелком", АФК "Система".
Накопленные за период с 1991 года капиталовложения из России в экономику Армении составляют около 2,4 миллиарда долларов - почти 60% всех иностранных инвестиций в стране. Основными отраслями размещения российских капиталов являются энергетический, банковский, телекоммуникационный, горно-металлургический и строительный секторы армянского национального хозяйства.
Нагорный Карабах
Традиционно большое внимание в ходе переговоров было уделено перспективам урегулирования нагорно-карабахского конфликта, который начался, когда в феврале 1988 года населенная преимущественно армянами Нагорно-Карабахская автономная область с центром в Степанакерте заявила о выходе из Азербайджанской ССР. В сентябре 1991 года в Степанакерте было объявлено о создании Нагорно-Карабахской Республики в границах бывшей НКАО и соседних армянонаселенных районов Азербайджана. Официальный Баку признал данный акт незаконным и упразднил существовавшую в советские годы автономию Карабаха.
Начавшийся вслед за этим вооруженный конфликт, в ходе которого Азербайджан пытался удержать Карабах, а армянские отряды отстаивали независимость края при поддержке Еревана и армянской диаспоры из других стран, продлился до 12 мая 1994 года, когда вступило в силу соглашение о перемирии. В результате Азербайджан потерял контроль над Нагорным Карабахом и - полностью или частично - семью прилегающими к нему районами. С 1992 года по сей день ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы Карабаха, который не является стороной переговоров.
Отвечая на вопрос, как Россия относится к возможности расширения состава сопредседателей Минской группы ОБСЕ и инициативам Азербайджана по выведению этого вопроса за рамки группы, Медведев сказал, что Россия не против привлечения новых посредников к урегулированию, однако при согласии сторон.
"Важен результат, а не те институты, которые используются. Во-вторых, те посреднические институты, которые используются или предлагаются к использованию, должны быть взаимоприемлемыми, в том числе для сторон, которые находятся в процессе непростых переговоров. Невозможно навязать посредников, которые не нравятся или если их участие вызывает обоснованные сомнения в их беспристрастности", - сказал Медведев.
"Главное, чтобы эта работа была эффективной. Пока же, если говорить просто и откровенно, хоть какую-то эффективность демонстрирует только Минская группа. Все остальные потенциальные участники этих переговоров достаточно далеко находятся от переговорной темы, не всегда погружены в детали, и это затрудняет применение их посреднического потенциала", - сказал он.
В свою очередь Серж Саргсян заявил, что конкретных результатов можно достичь только в рамках Минской группы.
"Да, у нас в регионе не мир и не война. Плохо, что не мир, но хорошо, что не война. И вот в этом, я считаю, что большая заслуга именно Минской группы, поэтому двух мнений у нас нет", - сказал он, выразив при этом готовность Еревана к конструктивному поиску решения карабахской проблемы на основе российских предложений.
По инициативе президента России и при его участии 18 июня в Санкт-Петербурге состоялась шестая встреча президентов Армении и Азербайджана Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева, посвященная карабахскому вопросу. На встрече главы Армении и Азербайджана согласились продолжать переговоры по Карабаху на базе Мадридских принципов. Эти принципы включают, в частности, открытие "коридора" между Арменией и Карабахом, наделение Нагорного Карабаха промежуточным статусом и определение в будущем его окончательного правового статуса на основе юридически обязательного волеизъявления населения.