Рейтинг@Mail.ru
Космос – собачья работа - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Космос – собачья работа

© РИА Новости / Александр Невежин | Перейти в медиабанкБелка и Стрелка, первыми после суточного полета вернувшиеся с орбиты, надолго остались в памяти советских людей.
Белка и Стрелка, первыми после суточного полета вернувшиеся с орбиты, надолго остались в памяти советских людей.
Читать ria.ru в
Дзен
Пятьдесят лет назад советская космонавтика сделала еще один тяжелый веский шаг на орбиту. Белка и Стрелка, первыми после суточного полета вернувшиеся с орбиты, в отличие от многих и многих своих товарок, надолго остались в памяти советских людей.

Константин Богданов, для РИА Новости.

Пятьдесят лет назад советская космонавтика сделала еще один тяжелый веский шаг на орбиту. 20 августа 1960 года репортеры толпились перед двумя мелкими бойкими собачонками, пытаясь в выгодном ракурсе снять триумфаторов. Белка и Стрелка, первыми после суточного полета вернувшиеся с орбиты, надолго остались в памяти советских людей. В отличие от многих и многих своих товарок, неблагодарной собачьей работой проложивших дорогу в космос человеку.

На одном их многочисленных приемов после своего полета Юрий Гагарин оригинально пошутил: «Уж не знаю, был ли я первым человеком в космосе – или всего лишь последней собакой?». Основания для такой шокирующей сентенции у Юрий Алексеевича были: он стал первым человеком в космосе, но далеко не первым оказавшимся там живым существом, а техническая надежность системы «Восток» и 12 апреля 1961 года все еще оставляла желать лучшего.

Советский ракетно-космический проект, набравший обороты сразу после войны, отчаянно нуждался в экспериментальных данных. Все было впервые. В частности, никто не знал, как поведет себя живой организм в безвоздушном пространстве, в невесомости, под воздействием космической радиации. В 1951 году по указанию Сергея Королева на базе Института военной медицины создали лабораторию по отбору и подготовке подопытных животных для суборбитальных и космических запусков.

Выбор пал на собак. Размеры обитаемых капсул диктовали весьма скупые параметры для отбора особей: не тяжелее семи килограммов и не выше 35 сантиметров в холке. Отбирали собак разных пород, но в итоге в числе летавших оказались исключительно дворняги. Медики объясняли это жесткими условиями выживания: всякий «двортерьер» с раннего детства закален сложной жизнью на улице, здоров и «психологически устойчив».

Первый старт собаки на ракете состоялся еще в 1951 году. Здесь было, в некотором роде, проще: капсулы отделялись от головной части по достижении расчетной высоты и опускались вниз на парашютах. Однако из космоса на парашюте не вернешься.

Первая собака-космонавт отправилась в орбитальный полет 3 ноября 1957 года – это была двухлетняя Лайка. Аппарат «Спутник-2» был рассчитан на длительное (до семи дней) пребывание собаки на орбите, а вот возвращение не предусматривалось. До него, впрочем, и не дошло бы: из-за проблем с терморегулированием температура на борту довольно быстро поднялась, и Лайка погибла от перегрева уже на четвертом витке. Что характерно, по незыблемой отечественной традиции советское правительство еще неделю сообщало о том, что собака «чувствует себя хорошо», чем вызвало у мировой общественности ощущение, будто Лайку непременно вернут домой. По истечению недели Москва была вынуждена передать, что Лайка «усыплена».

Спутник Лайки сгорел в атмосфере в апреле 1958 года, но подробности этой истории получили широкую огласку лишь в 2002 году. Два года назад Лайке был поставлен памятник на территории Института военной медицины, а мемориальная доска в ее честь на здании гласит: «... первое живое существо, совершившее полет в космос».

Неуклюжее освещение полета нанесло Советскому Союзу определенный пропагандистский урон, однако главная цель эксперимента была достигнута: получены доказательства того, что живое существо в состоянии пережить запуск на орбиту и нахождение в невесомости. В те годы не имелось иных достоверных способов проверить этот факт, а теорий на сей счет существовало множество, в том числе были и такие, которые предрекали полную катастрофу высшей нервной деятельности живого организма в невесомости.

Перед советскими посольствами еще стояли активисты из числа защитников живой природы, обвиняя Москву в бесчеловечном обращении с животными, а по ту сторону океана вовсю шли аналогичные опыты. Только вместо собак американцы использовали обезьян. 28 мая 1959 года из суборбитального полета, по столь же незыблемой, но уже американской традиции именуемого «космическим» и приравниваемого к орбитальным, удачно вернулась капсула с двумя самками шимпанзе: Эйбл и Бейкер. Их менее удачливым сородичам-приматам в конце 1940-х годов приходилось куда как сложнее: в цикле маловысотных ракетных запусков макак-резусов сразу несколько экспериментов закончились гибелью животных.

28 июля 1960 года Советский Союз предпринял попытку запустить на орбиту возвращаемую капсулу с собаками Чайкой и Лисичкой. На 29-й секунде вывода развалилась первая ступень ракеты. В следующий полет, назначенный на 19 августа, были отряжены дублеры Чайки и Лисички – Белка и Стрелка.

Вывод спутника прошел успешно. Собаки в компании с четырьмя десятками мышей (28 из них погибнет) находились на орбите около 25 часов. Полет шел штатно, собаки чувствовали себя сравнительно хорошо, хотя Белка сильно нервничала. Неплохо показала себя и оригинальная система кормления собак в невесомости: им подавали желеобразную высококалорийную массу, одновременно служившую и «эрзац»-питьем. Сход с орбиты прошел гладко, спускаемый аппарат лег на траекторию, выведшую его в район между Орском и Кустанаем, с ошибкой в расчетной точке приземления всего 10 километров.

Собаки моментально стали мировыми знаменитостями. Советский космос пугал и одновременно притягивал западный мир: эти русские делали что-то такое, чего до них никто не делал – межконтинентальная ракета, спутник, теперь вот собаки вернулись с орбиты. Как знать, чем все закончится? Еще чего доброго, запустят человека... После полета Стрелка произвела на свет шестерых здоровых щенков, одного из которых Никита Хрущев подарил семье Кеннеди. Тоже, видимо, не без намека на результат соревнования двух систем.

А собачья работа по совершенствованию программы «Восток» продолжалась. Еще один неудачный старт 1 декабря 1960 года унес жизни Пчелки и Мушки. А под самый конец года случилась и вовсе остросюжетная история. При старте ракеты с космонавтами Шуткой и Кометой на борту произошел отказ одного из двигателей: ракета на орбиту так и не вышла. Испытательные капсулы обычно снабжали самоликвидаторами – проще говоря, зарядом взрывчатки. Однако на тот раз он не сработал, и пришлось организовывать целую спасательную операцию, сопряженную с немалыми трудностями: район аварийного падения аппарата с собаками приходился на глухую заснеженную тайгу в бассейне Нижней Тунгуски. Крысы и насекомые, летевшие в компании четвероногих космонавтов, замерзли, а вот обе дворняги выжили и чувствовали себя неплохо, несмотря на четверо суток, проведенных на морозе.

Позднее по мотивам этой эпопеи сняли художественный фильм «Корабль пришельцев» с Олегом Табаковым в роли «абстрактного» генерального конструктора. В нем, правда, пришлось опустить эпизоды, связанные с экстренными поисками специалистов по системе самоликвидации и «разминированию» спускаемого аппарата.


А на горизонте неумолимо маячила весна 1961 года, которую словно бы приближал и твердый тезис Сергея Королева: «два удачных тестовых запуска подряд – и человек!». 9 марта в космосе успешно побывала Чернушка, 25 марта – Звездочка. Время пришло.

Борис Черток, один из создателей советского космического проекта, позднее вспоминал: «Если перед нами сейчас поставить гагаринский «Восток», ни один главный конструктор не согласился бы выпустить его в полет. Тогда мы еще даже не понимали, как рискуем». Так что постфактум у Юрия Гагарина были все основания нервически шутить. Его запуск по программе «Восток» был восьмым, из предыдущих же удачными оказались только четыре. И далеко не всем лохматым космонавтам посчастливилось стать знаменитостями, как Белке и Стрелке – или хотя бы вернуться домой.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала