Техногенная авария на крупнейшей российской гидростанции Саяно-Шушенской ГЭС заставила по-новому взглянуть на проблему безопасности подобных сооружений. Станция восстанавливается, но восстанавливается по новому проекту. К 2014 году это будет уже совершенно новая станция. О новой СШГЭС корреспондент РИА Новости расспрашивал специалистов института «Ленгидропроект».
- В чем главные различия двух проектов – «доаварийного» и проекта станции, которая будет восстановлена в 2014 году?
Сергей Воскресенский, Генеральный директор ОАО «Ленгидпропроект»:
Прежде всего, будут учтены требования всех новых нормативных документов, введенных в действие в период от разработки первоначального проекта в 70-х годах и до настоящего момента. Эти новые требования направлены, главным образом, на повышение безопасности. И, самое главное, будут учтены уроки аварии 17 августа. Перечислить все изменения практически невозможно, только простой перечень займет десятки страниц. Но в общих чертах можно выделить следующие основные направления.
Сейчас разрабатывается новая гидротурбина, которая впоследствии будет установлена на всех 10 гидроагрегатах. При тех же размерах и мощности она обладает более высоким КПД, широкой зоной допустимой работы, низким уровнем вибрации. Будет усилена крышка турбины и элементы ее крепления. Коренным образом изменены вспомогательные технологические системы, в частности, гидроагрегаты будут оснащены стационарными системами контроля вибрации и теплового контроля с реализацией функции аварийной и предупредительной сигнализации и автоматического останова гидроагрегатов. Эти и многие другие изменения в проекте направлены на повышение надежности и безопасности ГЭС. При этом учитывались не только аварии, аналогичные произошедшей 17 августа, но и другие, даже крайне маловероятные, гипотетические аварии, способные нанести существенный ущерб и представляющие опасность для человеческих жизней.
- Минимизация рисков на оборудовании СШГЭС. Каким образом, например, возможно исключить ситуацию 17 августа 2009 года, когда авария на одном агрегате привела к тяжелым последствиям для всей станции?
Борис Юркевич, главный инженер ОАО «Ленгидропроект»:
Минимизация рисков определена проектными и организационными мерами, частично приведенными в ответе на предыдущий вопрос. Что касается развития событий по сценарию 17 августа, то принят ряд мер по полному исключению такой возможности. Как уже говорилось, новая турбина имеет низкий уровень вибрации, воздействующей на крепежные шпильки, усилены сами шпильки, увеличен их диаметр, на шпильках установлены датчики, контролирующие их состояние. Если вдруг перечисленных выше мер окажется недостаточно, и произойдет разрыв шпилек или других элементов крепления – на этот случай в шахте турбины установлен датчик, срабатывающий от появления воды и дающий сигнал на сбрасывание аварийных затворов на водоприемнике. Если вода все-таки поступит в машинный зал, катастрофической аварии не произойдет, поскольку оборудование всех защит расположено на незатопляемой отметке; эти защиты по заданному алгоритму отключат все оборудование и остановят гидроагрегаты, находящиеся в опасной зоне.
- Защита персонала ГЭС. Будут ли изменения в проекте, которые обеспечат безопасность людей, находящихся в огромном и сложном здании ГЭС?
Борис Юркевич, главный инженер ОАО «Ленгидропроект»:
Защита персонала осуществляется проектными и организационными мерами. Что касается проектных мер, то, во-первых, существенно изменена строительная часть здания ГЭС: ликвидированы все помещения с постоянным пребыванием персонала, расположенные ниже уровня нижнего бьефа. Предусмотрены дополнительные выходы на незатопляемые отметки, снабженные автономно работающими световыми указателями и дополнительные выходы из машинного зала на пристанционную площадку. Все ответственные системы управления гидроагрегатом и технологические защиты вынесены в новое помещение на незатопляемой отметке. На всех отметках машинного зала произведена перепланировка помещений таким образом, чтобы обеспечить максимальную безопасность персонала при затоплениях и пожарах.
Теперь организационные меры: разработаны пути эвакуации персонала в случае возникновения аварийной ситуации, производятся тренировки персонала, помещения ниже уровня нижнего бьефа, где пока есть временные рабочие места, оснащаются комплектами спасательного оборудования. Кроме того, дежурный персонал на Центральном пульте управления имеет возможность контролировать ситуацию в машинном зале с помощью видеонаблюдения и подавать сигналы через систему оповещения.